Кто такие оценщики «бесценного»?

В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань.

                   А. Пушкин, "Полтава", (Мазепа), 1828 — 1829

 

Так утверждал классик русской литературы. Но именно это пытаются сделать с большим или меньшим успехом специалисты, занимающиеся оценкой культурных ценностей. Рекомендации ЮНЕСКО требуют в любой культурной ценности видеть дуальную природу. С одной стороны культурная ценность имеет экономическую составляющую (пусть это будет конь с эпиграфа), с другой — духовную (пусть это будет трепетная лань). Духовная составляющая является продуктом человеческого мозга и затрагивает каждого отдельного человека индивидуально. В этой связи есть все основания утверждать об относительности духовной составляющей культурной ценности, и именно так ее рассматривают философы в рамках специального раздела философского знания — аксиологии (грец.axia — ценность, logos —  учение, наука). Экономическая составляющая является более естественной и понятной как для специалиста, так и для обычного человека, так как измеряется в известной и принятой в обществе единицей — деньгами. Как правило, именно размер суммы денег, уплаченный за конкретный образец культурной ценности, поражает общество и делается для обывателя мерилом ее подлинной ценности. Можно утверждать, что взаимное влияние указанных составляющих зачастую имеет следующую закономерность: не получив экономического (в виде денежного эквивалента) признания, духовная составляющая не может проявить своей действительной ценности для общества. Эти два указанных представления о культурной ценности являются для оценщика одной из сложностей, на которую и указывает приведенный эпиграф и которую он преодолевает в процессе оценки.

Надо отметить, что на сегодняшний день в Украине и мире ценителей искусства стало намного больше. И это хорошо! С чем это связано? По нашему мнению, ответ достаточно прост, человек эволюционирует и его тянет к прекрасному. Развивается его внутренний мир, меняется мировосприятие. Зарождается страстный интерес к коллекционированию, владению уникальными мировыми шедеврами.

Рассмотрим инцидент, произошедший в Национальной Галерее Лондона. В одном из самых престижных музеев мира выставили картины сомнительной репутации. Эти экспонаты в свое время ввели в заблуждение лучших знатоков живописи и оказались искусно выполненными подделками. Теперь с помощью новейших средств технической экспертизы полотна раскрывают свои тайны.

В стенах Национальной галереи Лондона хранится одна из лучших в мире коллекций западноевропейской живописи — около двух тысяч работ. Но иногда в ее фонды попадают и фальшивые шедевры. Например, изображение «Мадонны с младенцем» неизвестного автора считалось полотном эпохи Ренессанса. На самом деле — его возраст не превышает и ста лет. Чтобы состарить картину, художник использовал обычную смолу. Впрочем, эту маленькую хитрость не сравнить с трюком другого талантливого мошенника, который имитировал кисть Ганса Гольбейна — одного из самых популярных создателей XIX века. "Человек с черепом" стал самым дорогим приобретением галереи в то время и нанес сокрушительный удар по имиджу музея.

Картина Рафаэля "Мадонна с гвоздиками"

Бетси Уизман — куратор Национальной галереи Лондона говорит, что узнали, что картина фальшивая, через несколько недель после покупки. Манера исполнения кардинально отличалась от работ мастера. Разразился страшный скандал и директору галереи пришлось уйти в отставку. Лишь 20 лет спустя удалось раскрыть тайны этого полотна. Экспертиза древесины, на которой нарисован портрет, показала, что эту доску могли использовать минимум 50 лет после смерти Гольбейна.

Отличить подделки от оригиналов на взгляд невозможно. Найти истину искусствоведам помогают микроскопы и рентген, ультракрасное излучение и химический анализ пигментов. Иногда всплывают интересные факты. Например, миловидная "Девушка в окне" сначала была блондинкой, но во времена королевы Виктории выглядела слишком вульгарной, поэтому ее одели и перекрасили в брюнетку.

«Мадонна с младенцем» неизвестного автора считалось полотном эпохи Ренессанса

В конце XIX века происходит еще один курьез. Национальная галерея приобрела на аукционе "Кристис" два шедевра, принадлежащих перу Боттичелли — знаменитых "Венеру и Марса" и "Аллегорию". Вторая картина вскоре оказалась самой настоящей фальшивкой, которая обошлась музею в несколько раз дороже, чем оригинал.

Установили, что талантливым последователем Боттичелли был художник из Флоренции — но имени его назвать не могут. Благодаря современным технологиям музей не покупал фальшивок уже более полувека. Во всяком случае, так говорят его сотрудники. Последний приобретенный артефакт — полотно "Пожилой человек в кресле". Работа, подписанная Рембрандтом, оказалась творением его ученика или подмастерья.

Ашок Рой — директор научного центра Национальной галереи Лондона отмечает, что в их коллекции очень мало подделок в буквальном смысле этого слова. Большинство картин настоящие — они были созданы именно в тот период, которым датируются. Современные технологии помогают установить возраст произведений, но определить автора значительно сложнее.

"Пожилой человек в кресле". Подписана Рембрандтом

Иногда случаются приятные открытия. К началу 90-х годов "Мадонна с гвоздиками" Рафаэля считалась навсегда утраченной. И вдруг на экспертизе выяснилось — полотно, приобретенное Национальной галереей как удачная копия, принадлежит кисти маэстро.

(http://podrobnosti.ua/podrobnosti/2010/06/30/697314.html)

Многие специальные источники указывают на то, что к продаже предлагается около 80% подделок, или «фальшаков». Для того чтобы отличить настоящую картину от фальшивки, было написано много литературы, проведено множество семинаров, разработан целый ряд экспертиз, и как результат созданы специальные университеты по оценке культурных ценностей.

"Аллегория" Боттичелли

В Украине существует несколько высших учебных заведений по подготовке оценщиков культурных ценностей. На магистерском уровне — Национальная Академия руководящих кадров культуры и искусств Министерства культуры и туризма Украины. Подготовка оценщиков культурных ценностей в рамках последипломного образования — Международный институт бизнеса. Оба учебных заведения функционируют в Киеве.

В дополнение хотим пожелать, чтобы на Вашем пути встречались только настоящие шедевры. Искусство навсегда!

Нина Ивановская

Борис Алексеевич Платонов, д.т.н, профессор кафедры «Искусствоведения и экспертной деятельности» Национальной Академии руководящих кадров культуры и искусства (Киев, Украина)