Курт Флекенштайн: «Games go on»

Художник Курт Флекенштайн – немец по происхождению, длительное время живущий и работающий в Польше, представляет уже второй проект в Киеве. Эти проекты не просто показываются у нас - сам город, его история, контекст, пространство вдохновили художника на их создание. Первый был реализован в галерее «Лавра» два года назад. Второй будет представлен на суд киевской публики в понедельник 18 июня в стенах Национального художественного музея Украины. В этот раз проект касается сразу нескольких проблем и апеллирует к трагедии 1941-го в Бабьем Яру, легендарному «Матчу смерти» 1942-го и неслучайно реализовывается именно во время проведения в Киеве ЕВРО-2012. Обо всем этом, а также о глобальном контексте проекта Курт Флекенштайн рассказал в эксклюзивном интервью.


Курт Флекенштайн Для меня важно, что мы снова встретились. Два года назад у нас была выставка в галерее «Лавра» и уже тогда у меня возникло желание сделать проект, посвященный Бабьему Яру. В течение последних двух лет я думал об этом проекте и потихоньку его готовил.

Татьяна Филевская Расскажите о том, как возникла идея проекта?

- Когда 2 года назад я приехал в Киев, мне­ хоте­лось сделать проект в публичном пространстве, но не в «Лавре». Когда я увидел Бабий Яр, то понял, что это именно то самое место. Но одновременно я понял, что задуманный проект быстро не сделаешь из-за сложности выбранной темы. Поэтому я расцениваю выставку в «Лавре» как переходной период. Идея проекта связана с разными контекстами. Полное название проекта – GAMES GO ON. Бабий Яр, Киев, 1941-2012. В 1941 г. немцы захватили Киев и совершили преступление в Бабьем Яру. В 1942 году прошел «Матч смерти». Сейчас проходит футбольный чемпионат в Киеве и немцы снова играют в Украине. И еще один контекст: в 1972 году, как известно, произошел террористический акт во время Олимпийских Игр в Мюнхене. Тогда Президент Олимпийского Комитета сказал: “Games must go on” («Игры должны продолжаться»). И поэтому название моего проекта GAMES GO ON («Игры продолжаются»).

- В чем заключается проект?

- Это видео, снятое на любительском футбольном поле, на лугу с импровизированными футбольными воротами. Если проводить параллели, то на территории Бабьего Яра тоже есть три таких аматорских футбольных поля. На поле играют 10 игроков в немецкой футбольной форме образца 1941 года. Они играют без правил, без вратаря и без судьи. Они играют в свою игру без каких-либо законов и правил, сначала в одни ворота, потом в другие. Очень радуются и бросаются друг другу в объятья, когда им легко удаётся забить гол. Кроме них, на этом поле находится еще 10 человек разного возраста и пола, абсолютно голые. Возраст от 25 до 75 лет. Эта группа голых людей разделена пополам: 5 стоят на краю поля будто в резерве, а другие 5 играют на поле, но без какой-либо связи с немецкой командой. Они просто подбрасывают руками легкий мячик, как это делают на досуге дети. К футболу это не имеет никакого отношения. Итак, на поле две группы играют в абсолютно разные игры. Если игрок в форме натыкается на голого человека, этот человек падает. Когда один голый падает, с края поля выходит другой и GAMES GO ON, игры продолжаются. Когда резерв заканчивается и все обнаженные на поле падают, это означает конец игры, футболисты в форме радуются и уходят с поля. В самом конце камера показывает недвижимые обнаженные тела, лежащие на поле.

Этот контекст связан не только с немцами, этого было бы слишком мало. На униформе игроков на спине написан год и название города или страны. Номера – это определенные года от 1941 до 2012 с неравномерными перерывами. Названия – Бабий Яр, Хиросима, Сербия, Сирия, Тибет и т.д. – места на планете, в которых нарушались права человека. Здесь девиз GAMES GO ON означает, что преступления продолжаются.

- Когда и где снималось видео?

- Ночью с 12 на 13 июня состоялись съемки. Это очень сложный организационно проект, но все прошло удивительно хорошо, просто блестяще. У нас была чудесная команда актеров, операторы, фотограф. Кроме того, очень удачно подобрано место с рельефом, похожим на Бабий Яр, – долина с местом для поля. Видео длительностью до 10 минут. Мы презентуем его в Киеве, Вроцлаве и Берлине. И здесь снова параллель с ЕВРО-2012: во Вроцлаве и Берлине оно будет демонстрироваться на больших экранах в публичных местах. В Берлине – это Kunstverein, арт-центр в центре города, а во Вроцлаве в очень известном WRO Art Center. Я очень горжусь, что они согласились до того как увидели видео. А в понедельник 18 июня видео будет показано впервые в Национальном художественном музее Украины.

- Создание и презентация видео привязана к ЕВРО-2012?

- Абсолютно так. Именно в этом направлении я работал 2 года. Мотивация к созданию этого фильма возникла еще раньше: в Германии, во время последнего Чемпионата Европы по футболу, было очень много флагов и флажков, что вызвало ассоциацию с флагами Третьего Рейха. И в этом ситуация в Германии очень отличается от аналогичной где-либо: во Франции, в Англии или в Украине. Потому что все, что касается национальных проявлений в Германии, требует большой осторожности. Поэтому этот фильм я решил продемонстрировать также и в Берлине. И конечно же, в Киеве и Вроцлаве, где проходит ЕВРО.

 

- Насколько я знаю, «Матч смерти» является во многом вымыслом советских идеологов, легендой.

- В концепции проекта «Матч смерти» не занимает центрального места. У меня уже была идея видео, и одним из сюжетов стал «Матч смерти» - он просто вписался в общую канву проекта. Но центральное место занимает Бабий Яр с соответствующими параллелями.

 

- Какая жизнь будет у проекта после презентации? Будет ли он работать после окончания ЕВРО?

- Конечно, исходным моментом этого проекта является Чемпионат по футболу. Будет ли он актуален после окончания ЕВРО-2012, мне трудно судить, но для меня это не очень важно, ведь все мои проекты имеют привязку к конкретному моменту. Так же было и с проектом в «Лавре» – его развернули, а потом свернули.

 

- Будет ли третий проект в Киеве?

- В прошлом году я проехал на автомобиле со Львова до Одессы, а в этом году планирую проехать от Киева до Крыма. К тому же я приобрел квартиру в Киеве. Это намёк, что появление следующих проектов здесь целиком вероятно.

 

- Что было особенным в создании этого проекта?

- Прежде всего, я оказался почти на грани своих физических возможностей. Он чрезвычайно сложный организационно. И еще: когда мы снимали видео, во всем городе шел большой дождь, ливень, но в том месте, где мы снимали, упало лишь несколько капель. Это было что-то особенное!

 

 

Татьяна Филевская

Фото: Тарас Воробец