Квартирные выставки. Реконструкция

«Мы жили в нереальное, неадекватное, невероятное время, 

когда советская армия писалась с большой буквы, а Бог – с маленькой» 

А. Ануфриев

 

В рамках FINE ART UKRAINE 2013 одесская галерея NT-Art представила спецпроект «Бебеля, 19. Квартирные выставки. Одесса, 1975-1979». Экспозиция является реконструкцией квартирных выставок Владимира Асриева. Уютная домашняя обстановка с диваном и торшером, в котором каждый третий посетитель узнает тот, «что был у моей бабушки», так называемой «ковровой развеской» работ В. Хруща, Ю. Егорова, В. Стрельникова, А. Ануфриева, Л. Ястреб, В. Маринюка, В. Басанца, С. Сычева – в совокупности 115 работ – воссоздают атмосферу и дух свободы, царившие в квартире на Бебеля. На выставке впервые представлены работы из коллекции В. Асриева, хранящиеся в Одесском Литературном музее.

Фото квартиры Владимира Асриева

 

В Одессе 60-х годов прошлого века целое поколение художников, удивительным образом нашедших что-то общее, что, кстати, объединяет их до сих пор, создало уникальное сообщество. Нельзя сказать, что в группе были явные лидеры, но, безусловно, начало движению было положено В. Стрельниковым и А. Ануфриевым, когда они в 60-х бросили учебу в Художественном училище им. М.Б. Грекова. Взбунтовавшись против академического образования и всепроникающего соцреализма, А. Ануфриев, В. Стрельников, В. Маринюк, В. Басанец, а потом и многие другие вдохновлялись идеями западного модернизма, знакомились с его достижениями по немногочисленным альбомам с не слишком хорошими репродукциями работ Леже, Пикассо, Брака. Дальше в игру вступали одесский воздух, традиции южнорусской школы и стремление экспериментировать, присущее всем молодым.

Людмила Ястреб. Женщина у окна. 1974

 

В Союзе Художников представители «Одесской группы» не состояли, а, следовательно, считались тунеядцами и выставляться не могли. Единственным зазором в системе оказалась возможность показывать свои работы небольшому количеству друзей и знакомых на стенах их же квартир. Первой квартирной выставкой можно считать персональную выставку Виктора Маринюка на квартире у Ануфриевых в 1961 году. Пока художник служил в армии, Рита Ануфриева собрала несколько его работ вместе и развесила на стенах своей квартиры. Пиком квартирных выставок стал 1975 год. К этому времени такие выставки регулярно проходили на квартирах Суслова, Злотина, Макоева и Владимира Асриева. Асриев, музыкант по образованию, преподавал класс скрипки и гитары в Одесской музыкальной школе, руководил вокально-инструментальными ансамблями, а познакомившись с художниками одесского авангарда, немедленно стал интересоваться тем, что они делают, и предложил им свою квартиру для проведения выставок. Квартира находилась на улице Бебеля, 19 между зданием КГБ и МВД. И хотя такое соседство не всегда способствовало посещению, квартира Асриева очень быстро стала центром культурной жизни, где встречались, общались и смотрели работы нонконформистов все желающие. Приглашения печатались на машинке и распространялись из рук в руки, действовала постоянная экспозиция, сменявшаяся тематическими выставками. Многие работы того периода удивляют зрителя своими маленькими размерами, но у этого факта до банальности простое объяснение – на стенах квартиры невозможно было развесить картины большого формата, обстановка была очень камерной, почти интимной.

Отпечатанный на печатной машинке пригласительный

 

В 1976 году вынужден был эмигрировать Владимир Стрельников, в 1980, оставив часть своей коллекции Одесскому Литературному музею, уехал в Англию Владимир Асриев. Остальные участники группы продолжали работать, но активность квартирных выставок постепенно пошла на спад.

Обложка самиздатовского каталога


Долгое время история одесского нонконформизма функционировала в форме устного предания, известного в большей степени одесситам. Однако усилиями нескольких коллекционеров и собственно художников-нонконформистов постепенно устное предание приобретает облик более-менее упорядоченной системы. Анатолий Дымчук и Владимир Асриев уже несколько лет готовят к выходу книгу под названием «Одесская группа. Легендарные художники-нонконформисты Украины» – обстоятельный труд по истории одесского нонконформизма, включающий в себя теоретические статьи и воспоминания очевидцев, большой иллюстративный материал. 

Валерий Басанец. Портрет художников А. Ануфриева, В. Стрельникова, В. Маринюка

Виктор Маринюк. Мать и ребенок. 1973

Владимир Стрельников. Дом под красной крышей. 1965

Станислав Сычёв. У окна. 1967

Валентин Хрущ. Автопортрет. 1970-е

 

 

Екатерина Филюк