LabCombinat: наконец дождались?
Культурный центр LabСombinat заявлен как смелый некоммерческий проект, организованный на принципах творческой взаимопомощи и ориентированный на развитие свободного арт-движения без цензуры и бюрократии. Подобных мест всегда не хватает, их всегда ждут и именно на них возлагают надежды о возрождении искусства. Украинское актуальное искусство началось с Парижской коммуны, которая являла собой по сути сквот. В мировом опыте сущетсвуют примеры подобных культурних сообществ: арт-центр «Тахелес» (TACHELES) в Берлине (Германия), лофт-проект «Этажи» в Санкт-Петербурге (Россия), «Гараж» в Москве (Россия), CABLE FACTORY в Хельсинки (Финляндия), MELKWEG в Амстердаме (Нидерланды). Стоит присмотреться поближе к тому, что получилось в Киеве.
Дорога к пристанищу свободного арт-движения проходит по странной улице с гаражами и шиномонтажными на Подоле. Как считает организатор пространства Артур Белозеров, «в двух шагах от метро «Тараса Шевченко». LabCombinat – это просторное, ангарного вида помещение с выходом на маленький задний дворик.
Общий вид помещения LabCombinat
На входе желающим тут же продают чай и бутерброды. Кругом царит свободная обстановка, идеальная для горизонтальной творческой коммуникации. По мнению организаторов LabCombinat, современной художественной среде не хватает именно внутреннего взаимодействия. Выставка Loser-Art-Fest, закрытие которой проходило в момент нашего знакомства с Комбинатом, как нельзя лучше отражает тот формат, который предполагается самим местом.
Общий вид помещения LabCombinat c автомобилем в центре
По словам куратора Дмитрия Бугайчука, выставка создана с целью посмеяться над неудачами. На ней представлены неудачные по разным причинам архитектурные, живописные и всякие другие проекты. К каждой работе добавлены тексты, которые все объясняют, а некоторые работы состоят исключительно из текста, как, например, работы Светланы Горбенко или Светланы Совы.
Работа Светланы Горбенко
Работа Светланы Совы
Большинство работ касаются интересных именно с точки зрения художников ситуаций: отношений художника и заказчика и подобных.
Работу Владимира Кузнецова музей не посчитал нужным хранить. Архитектору Тарасу Полищуку не удалось встретиться с заказчиком.
Тарас Полищук "Крутой проект"
Архитектурнай проект и проект Владимира Кузнецова
Никита Кадан не смог осуществить проект из-за того, что у галереи не хватило денег.
Фотография незавершенного проекта Никиты Кадана
Скульптуру Жанны Кадыровой выполнили в картоне, вместо бетона, при этом нарушив авторскую концепцию.
Фотография неудачного проекта Жанны Кадыровой
У Максима Мамсикова растрескалась живописная работа.
Неудачная работа Максима Мамсикова
Вся эта циркуляция смыслов внутри замкнутой группы причастных к производству современного искусства, идеально иллюстрируется работой Олеси Трофименко и Ярослава Коломийчука – вертушкой с проплывающими словами «Бессмысленно» и «Нефункционально».
Инсталляция Олеси Трофименко и Ярослава Коломийчука
Замкнутая на самой себе элитарная тусовка, объединенная идеей «искусства ради искусства». Создается впечатление, что украинским художникам все еще не хватает свежего воздуха автономности, все еще давит необходимость «нравиться» публике, галеристам, кураторам, «взрослым дядям»... Впрочем символическим выразителем выставки стоило бы назвать работу Ксении Гнилицкой «Выиграет каждый». Рисунок являет собой беспорядочный набор мишеней, так что целью считается любое место, куда бы ни попал дротик.
Работа Ксении Гнилицкой "Выиграет каждый"
Словно бы через сто лет после Дюшана, украинские художники возрождают идею о том, что любое произведение может стать частью экспозиции.
Можно сказать: модернизм в Украине состоялся. Однако что же происходило в мировом искусстве все эти сто лет?
Иван Михайлов "Утро"
Анна Ландихова