Лицом к потерянному раю на выставке Олега Кулика

Под конец года сформировалось впечатление, что многие из нас расслабились, узнав о «спасительном» конце света, и пустились в безответственный водоворот joie de vivre, возможно, даже приближая, таким образом, это загадочное событие.


Ввиду того, что все мы ежедневно озабочены персональными проблемами или, наоборот, искренне радуемся каждому мгновению, только недавно научившись жить здесь и сейчас, отношение к будущему под лозунгом «после нас хоть потоп» давно стало привычным. Украинский народ систематично следит за политической жизнью своей страны, за последними новостями шоу-бизнеса и каждый день переживает новое реалити-шоу. При это на поверхности лежит ощущение, что мы упускаем что-то важное, но не всегда можем понять, что. Например, когда последний раз вы вспоминали о природе, об окружающей нас среде, о ее сохранении и защите? Тема экологической ситуации более чем актуальна, и это не новость, но в Украине для начала нужно о ней говорить больше и чаще. Пока мы убеждены в том, что экология рушится где-то там ближе к Америке, и гордимся богатыми природными ресурсами нашей страны, деятели искусства понемногу напоминают нам, что это не так.  

Кстати сказать, после сеанса сферического кино в обновленном киевском планетарии, лишний раз восхитившись красотой и мощью нашей Вселенной, об экологии уже невозможно не думать. Поэтому очень радует тенденция обращения к теме защиты окружающей среды, которая активно участилась уже только за последние два месяца на арт-сцене Киева.

 

В этом контексте первым событием, которое попало в поле моего зрения, стала презентация художественного проекта группы ubik «Законы природы», увидеть который можно было с 24 ноября по 14 декабря в «Белом пространстве» STEDLEY ART FOUNDATION. Участники ubik и специально приглашенные экологи взывали нас вспомнить первый закон экологии Барри Коммонера – «все связано со всем», и предоставили пищу для размышлений над мирным сосуществованием техногенного и природного окружения человека.

К тому же, 24 декабря в Центре визуальной культуры НаУКМА завершила свою работу выставка «Плюс 1° С. Климатические изменения на языке карикатуристов Украины и Швеции», где преимущественно были освещены проблемы глобального потепления и загрязнения окружающей среды.

 

Следующим остановочным пунктом стала выставка Олега Кулика «Новый рай», которая сейчас проходит в Mironova Gallery. Не посетить данную экспозицию до 25 января очень сложно, ведь это первая персональная выставка художника в Киеве, городе, где он родился. Но это не первый визит художника в украинскую столицу, который был бы связан с художественной деятельностью: в 2007 году Олег Кулик участвовал в выставке Reflection в PinchukArtCentre и проводил мастер-классы для молодых киевских художников в ЦСИ (в рамках "Арт-Шаргорода"), а в июне 2009 года – в PinchukArtCentre. К тому же весной этого года Mironova Gallery проводила масштабную групповую выставку с участием работ Олега Кулика "Картина мира. Свободный взгляд", приуроченную к визиту Christie's в Киев. И конечно, внимательный посетитель недавней международной арт-ярмарки Art Kiev Contemporary 2011 сразу вспомнил представленную там работу “Альбатрос”, которая, вероятно, была предисловием к персональной выставке.

Часть работ одного из представленных фотопроектов была презентована на 49-й Венецианской биеннале в 2001 году, где художник представлял Югославию. Куратором павильона был Петар Чукович, который накануне биеннале провел беседу с художником, обсудив новый на тот момент проект “Окна”. Тогда Петар Чукович был очень удивлен неожиданностью жанра – пейзажем. И действительно, ведь когда мы слышим об Олеге Кулике, то сразу вспоминаем его знаменитый перформанс «Человек-собака».

Как мы помним, впервые Олег Кулик предстал перед публикой в образе собаки перед дверью московской галереи Гельмана («Бешенный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером», 1993) в соавторстве с Александром Бренером, а его следующее появление в этом же образе в Кунстхаузе Цюриха закончилось незначительным разбирательством: в течение некоторого времени посетители не могли попасть в здание, поскольку вход на вернисаж «охранял» обнаженный художник, стоящий на четвереньках («Reservoir Dog», 1995). Годом позже человек-собака покусал куратора выставки «Интерпол» в Стокгольме Яна Амана («Dog House», 1996), тогда скандал получился уже нешуточным. Таким образом, Олег Кулик стал первым, кто открыл странам Восточной Европы движение акционизма —художественных перформансов, призванных обратить внимание людей на животрепещущие проблемы. Конечно, акции и перформансы в его исполнении не сводились лишь к подражанию собаке. Несколько раз он изображал птиц, быка, читал проповеди перед рыбами (перформанс «Миссионер. Посвящается Франциску Ассизскому», в рамках проекта "Искусство принадлежит народу-II"). 

Но еще до акционизма и перформанса в самых первых своих работах Олег Кулик обращался к теме прозрачности, работая с плексигласом.

Все это мы вспомнили лишь для того, чтобы понять плавную эволюционность творчества Олега Кулика, так как проблема выявления животного начала в человеке, вопрос природы и свободы всегда были и остаются ведущими в его искусстве. «Дело в том, что я начинал с поисков в искусстве материала, который не заслоняет реальности. Насколько это возможно. Сначала это было стекло. Потом  мое собственное тело. Перформанс, фотография и даже компьютер. И вот опять стекло. Оно позволяет не упираться взглядом в эстетические препятствия. Другое дело, что в начале пути я не очень понимал, что я хочу увидеть. Понадобилось десять лет пробегать собакой, чтобы понять - нужно видеть боль».

«В "Окнах" Олегу Кулику удалось добиться удивительного результата - свести воедино все составляющие своей работы», – Виктор Мизиано. "Окна", где фотографический фон стал цветным, а поверхность изображения отождествлена со стеклом музейной витрины, - в сущности, следующий шаг в развитии ранней темы прозрачности и этого образного мотива».

Хорошо, когда позиция художника отражает современную ситуацию глобальных ценностей, и конечно, сегодняшняя ситуация отличается от той, которая была 20 лет назад. Понимая эту закономерность, нас не может удивлять переход от трансгрессивных жестов Олега Кулика к вполне конвенциональным. «Для успеха репрезентации недостаточно декларации: необходим и соответствующий язык. Поиск, выработка и постоянная корректировка языка репрезентации - это для Кулика предмет его постоянной заботы», – Виктор Мизиано.

В последнее время художник предпочитает более спокойные формы проявления своего искусства, более философичный темп, но темы остаются волнующими.

Работы из сюрреалистических фотопроектов «Окна» и «Новый рай» являются реалистическими по своему содержанию. Это иллюстрации сцен человеческого триумфа над природой, которая загнана нами в музеи и существует там в качестве трофея.

На фоне пейзажей дикой природы и среди зверей, виднеются едва различимые человеческие фигуры, следы от которых либо исчезают, либо только проявляются. Когда мы ближе подходим к фотоработам, начинает играть поверхность стекла и наше изображение наслаивается на общую картинку, тогда мы и находим себя в состоянии замешательства. Предусмотрено, что зритель формально раздваивается и оказывается перед выбором: либо позволить вписать себя в пейзаж, либо наблюдать его со стороны. «Кулик не мог сохранить работу в иллюзионистической самоценности: внеся в изображение мотивы "отраженных" фигур, он как бы открыл свою работу реальности», – Виктор Мизиано.

«Зритель оценивает себя как персонажа и разделяет ответственность с автором», – объяснял Олег Кулик видение своего проекта еще в 2001 году. Здесь нет единой, генеральной точки зрения, все одновременно смотрят на всех через калейдоскоп смыслов. «Мы видим самих себя в идеальном мертвом пейзаже, в неком рае антропоцентризма. Такой природы уже не найти. С одной стороны, восприятие (perception), с другой, репрезентация (representation). Это противоречие кажется мне принципиально важным. «Окна» прежде всего об этом», – помогает нам разобраться Олег Кулик.

Данную выставку можно назвать ретроспективой, взглядом назад на творчество художника, так как работы были созданы в начале 2000-х годов, но вот тема, к которой обращается автор, заставляет задуматься как о настоящем, так и о будущем.

Проекты были созданы в стенах Зоологического музея и на необъятных ландшафтах Черногории. «А я не хочу встречаться с природой только в зоологическом музее. Моя задача — приоткрыть в человеке животное начало», — Олег Кулик.

Только попав в пространство галереи, с ее безупречно белыми стенами и глянцевым белоснежный полом, сложно сразу окунуться в проблематику проекта. Но как только начинаешь абстрагироваться от всего внешнего, усиливается понимание того, насколько ужасны эти красочные пейзажи, осознание того, что именно мы перед собой видим. Мы замечаем, что все изображенные животные – это чучела, уже не имеющие ничего общего с живой природой. Если же открыться полностью, идти навстречу этим работам до самого конца, то ощущаешь себя тем самым таксидермистом, создавшим эти чучела.

Покидая экспозицию, остается надежда на то, что эти работы еще впечатлят многих посетителей и стоя перед “окнами” каждый спросит себя “что я уже сейчас могу сделать для сохранения оставшейся природы?” И уж вовсе не хочется думать о том, что выставка станет очередной жертвой неблагополучного социального порядка, да и просто модной тенденции, где экологические проблемы являются скорее оболочкой для любого социального проекта.  

 

 

Вера Ганжа