Львы от искусства
Утром субботы 1 июня, в день официального открытия 55-й Венецианской биеннале, в павильоне Джардини (Giardini della Biennale) состоялась церемония награждения художников и павильонов, представленных на выставке в этом году. Всего призеров пятеро – один золотой лев отошел лучшему национальному павильону, один - лучшему художнику, участвовавшему в основном проекте биеннале, два золота за достижения в современном искусстве, а также один серебряный лев - перспективному молодому художнику. Помимо львов жюри удостоило четырьмя особыми упоминаниями двух художников из основного проекта и два национальных павильона.
Тема, предложенная куратором биеннале Массимилиано Джони, на основе которой был создан главный проект биеннале Palazzo Enciclopedico (Энциклопедический дворец) – это тема Энциклопедии как внутренне присущего человеку желания к всеобъемлющему знанию, раскрывающему тайны природы, Космоса, хаоса и человеческого бессознательного, а, с другой стороны, Энциклопедии как возможности включения и сочетания разнородного знания в одном опусе, одновременно, в данное время и в данном месте.
Вручение любых премий в области современного искусства дело неблагодарное, хотя и не бесполезное. Награждения подвергаются периодической критике со стороны бдительных террористов поля искусства, ведь премии выдвигают кого-то на передний план, создавая символическую иерархию и оперируя оценочными суждениями, ценность которых в современном искусстве довольно сомнительна. Вручение премии кому-то одному из многих напоминает спортивные состязания (не зря Венецианскую биеннале временами сравнивают с Олимпийскими играми), и, в то же время, указывает на исключительную привилегию работников индустрии искусства судить, выносить решения о значимости либо удачности произведения, тем самым подчеркивать тенденции в современном искусстве.
Среди национальных павильонов специального упоминания удостоились японский и кипро-литовский павильоны.
Первый из них исходит из воспоминаний о катастрофическом землетрясении 2011 года в Тохоку, уничтожившем целые города и заставившем тысячи людей спасаться бегством. Видео-работы, представленные в качестве документации серии перформансов, ставят вопрос о возможности сотрудничества, согласованной работы без предварительного планирования и назначения координатора, а также вопрос о возможности эмоционального участия на разных уровнях в опыте другого.
История нетривиального объединения павильонов Литвы и Кипра началась с конкуренции стран за кураторство Раймунда Малашаускаса, который решил конфликт предложением объединить павильоны. Помещение, в котором размещается проект, впервые используется для выставки на биеннале, что весьма удивительно, ведь оно находится совсем неподалеку от входа в Арсенале. Внушительная программа site-specific перформансов имеет целью исследовать данное пространство, нагруженное неопределенной национальной ориентацией и имеющее назначение баскетбольного зала.
Призер номинации за лучшее национальное участие – павильон Анголы – состоит из двух выставок. В его основе поэтическая реконструкция и урбанистическое исследование столицы Анголы Луанды как энциклопедического города, лишенного базовой инфраструктуры, но переполненного многочисленными непредсказуемыми пространствами.
Среди художников специального упоминания удостоились американка Шерон Хейз (Sharon Hayes), которая при помощи видео исследует представления о сексуальности людей, а также Роберто Куоги (Roberto Cuoghi), который работает с процессами изменения материи, ее метаморфозами и эволюцией в гибридные формы. В работе, представленной на биеннале, Куоги использовал технику 3D-печати, набирающую все большую популярность в последнее время.
Серебряного льва вручили перспективной молодой французской художнице Камиль Анро (Camille Henrot), создавшей специально для 55-й Венецианской биеннале видео-работу «Усталость» («Grosse fatigue»). Сочетая, накладывая, перемешивая и прокручивая на быстрой скорости изображения на экране, репрезентирующие различные сферы знаний, она уместила в микрокосмосе своей работы ту нервную навязчивость желания конечного постижения, которая стала частью идеи Джони, объединяющую всю выставку. Важной частью ее видео стала музыкальная составляющая, сочетающая ритм и текст, задающие темп течению изображений.
В активном использовании ресурсов аудио можно распознать некоторую тенденцию. Так, несколько поэтичная работа Анри Сала «Ravel Ravel Unravel», которая, представляя в этом году Францию, разместилась в здании немецкого национального павильона, была целиком построена на исполнении концерта для левой руки Мориса Равеля.
Лучшим художником, получившим Золотого льва на международной выставке Энциклопедического дворца, стал британец Тино Сегал (Tino Seghal). Создавая экспрессивные единичные спектакли, он отказывается от производства объектов и запрещает как фото-, так и аудиодокументацию своих перформансов, дабы не вносить дополнительный шум в переполненную современность, трещащую по швам.
Два Золотых льва за достижения в современном искусстве получили две художницы – Мариса Мерц (Marisa Merz) – единственная женщина в итальянском художественном движении 1960-х годов Arte Povera, часто изображающая почти абстрактные, змееобразные и коллажированные женские головы, и Мария Лассниг (Maria Lassnig), исследующая собственную женскую телесность, обнаженную изнашиваемую плоть, при помощи живописных автопортретов.
Среди всевозможных форм репрезентации искусства сегодня именно музейная форма оказывается наиболее подходящей в контексте энциклопедичности, поэтому Джони предлагает мыслить его выставочный проект именно как временный музей. Применительно к одной из самых влиятельных выставок современного искусства такая форма презентации оказывается с одной стороны парадоксальной, а с другой - несколько опасной. Примером ее использования в параллельном проекте может служить ремейк легендарной выставки «Когда отношения становятся формой», инициированный Фондом Prada в сотрудничестве с Ремом Колхасом. Музейность этой выставки демонстрирует как раз те негативные аспекты, с которыми так отчаянно борются современные музейщики. После медленного продвижения в огромной очереди, в ожидании встречи с чем-то легендарным и эпохальным, уставшие энтузиасты сталкиваются сразу с несколькими досадными недоразумениями. Во-первых, организация передвижения по выставке оказывается регламентированной как во времени, так и в пространстве. С этажа на этаж ответственный проводник внимательно следит за тем, чтобы никто из группы не отстал или же, наоборот, не забежал вперед. Вдобавок к отсутствию любых печатных информационных материалов (ибо они закончились на второй день после открытия), никакой дополнительной информации в экспозиционных залах также не наблюдается, помимо огромных, вторгающихся в сами «произведения» цифр, соотносящихся с именами в списке художников и работ. Те работы, которые воссозданию не подлежат, представлены оригинальным способом – на месте предположительного местонахождения их габариты примерно очерчены пунктирной линией, а рядом предоставлено фото с «той самой, оригинальной» выставки1969 года.
Попадут ли в историю призеры венецианской биеннале этого года и будут ли их работы, признанные сегодня такими актуальными и инновационными, воспроизведены в таком же консервативном и элитарном ключе, как выставка Зеемана, естественно, неизвестно. Но, судя по акцентам, расставленным в средствах массовой коммуникации еще до начала биеннале, главным произведением, заслуживающим некой доли историчности, окажется именно кураторский энциклопедический проект Джони.
Надежда Ковальчук