Людмила Горделадзе: «Попытки выселить кинотеатр "Жовтень" — признак пренебрежительного отношения к культуре»

28 апреля в Хозяйственном суде Киева пройдет последнее заседание по делу о выселении кинотеатра «Жовтень» из его здания. Открывшийся в 1930 году, он является одним из немногих, показывающих артхаусное кино и одним из двух в Украине, входящих в международную сеть Europe Cinemas.

 

Еще в 2003 году у кинотеатра и киевской власти возник конфликт, который с годами лишь видоизменяется, оставаясь неразрешенным. ART UKRAINE встретился с директором «Жовтня» Людмилой Горделадзе, которая рассказала об очередном деле против кинотеатра. Разговор не ограничился предстоящим судебным заседанием и затронул украинскую культурную политику в сфере кино, отечественные фильмы, трансформацию кинотеатров по всему миру и многое другое. 

 

Директор кинотеатра Людмила Горделадзе. Фото: Максим Белоусов

 

 

Людмила Борисовна, расскажите, что за конфликт произошел между кинотеатром «Жовтень» и киевской властью?

 

Конфликта как такового нет, есть наезд. Это противоречие сильного и слабого. А мы, к слову, оказались не такими уж и слабыми благодаря поддержке своей аудитории. Фактически здесь происходит борьба за место — еще в 2003 году к нам пришли крепкие ребята и сказали, что теперь на нашем месте будет Дворец ветеранов. В ответ на эти действия коллектив кинотеатра создал предприятие ООО «Киноман», которое в результате борьбы и в соответствии с решением суда в 2007 году стало арендатором этого комплекса. Нам теперь, как инвестору, принадлежит  имущество кинотеатра, его оборудование, которое мы приобрели за эти годы.  Кроме здания и земельного участка. Они – собственность города, коммунальное имущество. Эта история длится уже давно: когда кто-то новый у власти узнает, что это – коммунальное, можно сказать, колхозное, он пытается здание отобрать, каждый раз поднимая вопросы об отмене аренды помещения трудовым коллективом.

 

 

Но, исходя из опубликованной кинотеатром информации, «Жовтень» все эти годы платил аренду?


Еще в 2003 году мы подали прошение о предоставлении нам этого помещения в аренду, и арендодатель (то есть мэр, Киевсовет и Департамент коммунального имущества) по закону должен был нам ответить. Однако они тянули резину несколько лет, и тогда мы пошли в суд, который признал нашу правоту и обязал их заключить с нами договор, но и после этого ничего не произошло. А в 2007 году уже другой суд постановил, что мы и так уже арендаторы. В ответ на это Департамент коммунального имущества подал на нас в суд, пытаясь выселить из помещения. Тогда это дело прошло четыре судебных инстанции, каждая из которых постановила, что предприятие «Киноман» нельзя выселить, так как договор законный и действует до 2020 года.  

 

 

Так в чем же проблема сейчас?


Все, что сейчас происходит, является попыткой прокуратуры еще во главе с Виктором Пшонкой признать предыдущие решения судов недействительными. В мировой практике это нонсенс: прокуратура обращается в Хозяйственный суд об отмене его решения без вновь выявленных обстоятельств, аргументируя свои действия тем, что раньше ничего не знала о данной ситуации. А она, кстати, знала, и у нас есть переписка, доказывающая это. Таким образом, по нашему делу было отменено решение суда, вступившее в законную силу и действовавшее к тому времени более шести лет!. Однако, при внимательном юридическом рассмотрении оказалось, что на договор аренды это все равно не влияет.

 

 

Но и на этом дело не закончилось?

 

Нет, этим летом Департамент коммунального имущества подал на нас жалобу в прокуратуру, а та, в свою очередь, обратилась в Хозяйственный суд с иском о выселении. И это при том, что в Законе про культуру написано, что выселение учреждений культуры запрещено без предоставления им другого равноценного помещения. По большому счету, юридически это дело не стоит и выеденного яйца, столько там притянутых за уши аргументов.

 

 

Заседание  суда уже несколько раз откладывалось. Как долго еще может тянуться это дело?

 

Даже если 28 апреля представители Киевсовета и Департамента коммунального имущества не придут на заседание, это не будет иметь никакого значения —  суд должен принять решение в любом случае, так как все сроки превышены. Поэтому на это заседание мы приглашаем прессу, чтобы обезопасить судей от давления. Вообще, вся эта история с выселением кинотеатра — отголоски нашей общей системы беззакония и пренебрежительного, нечеловеческого отношения к культуре.

 

Здание кинотеатра «Жовтень». Фото: Максим Белоусов

 

Вы упомянули об аудитории кинотеатра, которая встала на его защиту. Также вы говорили, что в прошлом году «Жовтень» посетило 150 000 зрителей. Как вы думаете, эти показатели связаны с тем, что кинотеатр имеет особый репертуар?

 

Безусловно, у нас есть своя, особая аудитория. Сегодня в мире существует два вида кинотеатров: голливудского типа (многозальники в торговых центрах), которые ориентируются на американский репертуар, и кинотеатры старого типа (так называемые аутентичные), которые сохраняют статус учреждения культуры. К последним мы себя и причисляем – согласитесь, восприятие фильма в «Жовтне» отличается от того, которое будет в кинотеатре типа «Блокбастер». Мы выстраиваем свою программу, чувствуя эту специфику, поэтому вокруг «Жовтня» и сформировалась аудитория, которая разделяет наши культурные ценности.

Что же касается посещаемости, то я не думаю, что это высокий показатель, дело скорее в том, что у нас слишком мало кинотеатров как для цивилизованной страны.

Цифры примерно такие: в Украине 1 зал на 100 000 населения, в России – 2, а в Европе – 4-5.  

 

 

То есть, будь у нас в стране больше кинозалов, в «Жовтне» тоже бы наблюдалось падение посещаемости, которое сегодня переживают кинотеатры по всему миру?

 

Возможно. В прошлом году мировой показатель посещения кинотеатров упал на долю процента, то есть он фактически стоит, то же самое происходит и в «Жовтне». Но мы радуемся, потому что в принципе в большинстве стран наблюдается тенденция снижения кинопосещаемости. Это связано с тем, что кинопросмотр вышел за рамки не только кинотеатров, но и телевидения и домашнего видео. Можно говорить, что судьба кинотеатров как вида развлечения на сегодняшний день до конца не ясна, по всей видимости с ними произойдет какая-то трансформация.

 

 

Что за трансформация может произойти?

 

Сейчас говорят о гармоничном партнерстве кино и интернета. Например, о привлечении в виртуальном пространстве зрителя на специальный кинопоказ. Тут мы снова возвращаемся к вопросу об аудитории: помимо того, что в кинотеатре другая атмосфера, на таком показе зритель окажется среди людей, близких ему по духу и т.д.

 

 

В Украине лишь два кинотеатра - «Жовтень» и «Киев» - входят в сеть Europe Cinemas. Что это дает самим кинотеатрам?

 

Europe Cinemas создана для поддержки аутентичных кинотеатров не только в Европе, но и во всем мире (при условии показа европейского кино). Раньше мы получали от них грант на сумму 10 000 евро в год, также у нас была возможность посещать их конференции по обмену опытом.

Однако пару лет назад, когда Украина пошла недемократическим путем (посадили Тимошенко и т.д.), нашим кинотеатрам отказали в этом финансировании.

Потому сегодня это членство ограничивается нашими поездками на конференции и семинары.

 

 

Это финансирование можно возобновить?

 

Если Украина вступит в EURIMAGES (Европейский фонд поддержки кино), мы сможем получать гранты из другого источника. Это финансирование правильно было бы вложить в цифровизацию кинотеатров. Замена старого кинопленочного оборудования на цифровое – актуальный, но дорогостоящий процесс, который сегодня нельзя игнорировать, так как кинокопии на пленке уже почти не выпускают. Поэтому кинотеатры, которые не переоснастятся, обречены. Однако Украина, несмотря на то, что Закон предписывал нам вступить в EURIMAGES еще в 2002 году, так до сих пор этого и не сделала.

 

 

Почему?

 

Я объясняю это коррупционными мотивами, ведь в случае подобного членства  сметы на производство фильмов в  совместном кинопроизводстве попадают под контроль европейской организации.

 

 

Вы упомянули о том, что посещаете международные конференции. Удалось ли внедрить какие-либо нововведения в «Жовтне»?

 

Да, мы стараемся идти в ногу со временем. «Жовтень» первым начал продажу билетов через кассовый терминал, а также одним из первых внедрил  продажу  кинобилетов через интернет. В настоящее время по нашему заказу  разрабатывается  мобильное приложение для  айфонов, которое должно будет еще больше упростить покупку билетов.

 

 

Вопрос об украинском кино: почему его так мало показывают?

 

Потому что, во-первых, его очень мало. И во-вторых,  - у нас нет специальной  программы по поддержке отечественного кино в кинопрокате. Однако патриотизм и  совесть некоторых прокатчиков все же «спасают» украинские  фильмы в прокате, и даже обеспечивают им  сеансы в рейтинговое  время, несмотря на неконкурентоспособность этих фильмов. Но все же, к сожалению, многие фильмы очень быстро   исчерпывают свой зрительский ресурс. В прошлом году приличная посещаемость была на фильме Киры Муратовой «Вечное возвращение», также на «Параджанове», остальное украинское кино кассовых успехов не достигло.

Но как бы там ни было, стоит отметить, что наши фильмы все же начали появляться — насколько мне известно, в этом году их будет примерно пятнадцать.

 

 

Всегда было интересно: по какому принципу «Жовтень» отбирает кино для показа?

 

Вопрос и простой, и сложный. В неделю мы ставим приблизительно 2-3  новых фильма, из которых 1-2  - мейнстрим, т.е. фильмы  для  двух больших залов, оснащенных цифровыми видеопроекторами формата DSP,  в остальных  же трех  мы ставим авторское, европейское, фестивальное  кино в формате Full HD. Такое кино обычно называют артхаусом. То есть, в процессе формирования репертуара технические вопросы формата фильмокопии (носителя) и требования прокатчиков (договорные условия показа) являются определяющими факторами, и после того, как мы решаем эти вопросы, мы  формируем программу малых залов. К слову, несмотря на нашу непредсказуемую жизнь, сейчас мы создаем новый, 6-й зал на 24 места, зал «Сеанс», а также переделываем арт-галерею, в которой тоже будут проходить кинопоказы. Все это мы осуществляем для того, чтобы обеспечить репертуарное разнообразие, которое востребовано нашими зрителями.