Mail Art - искусство почтой

«Слуга уже принес от него письмо, привязанное к ветви хаги. На цветах еще дрожат капли росы…Бумага цвета амбры пропитана ароматом и сладко благоухает». Читаем мы у Сей Сенагон в ее волшебных «Записках у изголовья». Как известно, искусство красиво оформлять письма в средневековой Японии высоко ценилось и считалось нормой придворного этикета. Казалось бы, что с возникновением мгновенных коммуникаций, таких как телефон и Интернет, искусство написания писем потеряло былую актуальность. Но тем не менее, с 50-х годов ХХ века существует целое направление в искусстве, посвященное именно письмам – mail art.

Мейл-арт открытка Рииты Иконен

Родоначальником направления mail art считается американец Рей Джонсон, работавший в середине ХХ века. Хотя, на самом деле, прецеденты использования корреспонденции в художественном контексте встречаются гораздо раньше. Тот же Марсель Дюшан, к примеру, в 1921-м году вместо того, чтобы послать на коллективную выставку дадаистов свое произведение, отправил заменяющую его телеграмму, а Роберт Раушенберг вместо портрета Ирис Клер послал на выставку ее портретов телеграмму «Это портрет Ирис Клер, если я так сказал». Но именно Рэй Джонсон организовал сеть mail art, такой,  какой мы знаем ее сегодня. С 1954 года Рэй начал создавать «мотикос» - коллажи с использованием рисунков и рукописного текста. «У меня дома есть много вещей, с помощью которых я делаю мотикос. Это коллажи – вырезки из картинок, наклеенные на бумагу – но мне больше нравится слово «мотикос». Это хорошее слово, одновременно и единственное, и множественное число, и можно произносить его, как угодно. Однако скоро я придумаю другой термин», - говорил Джонсон. В 1955-м он впервые разрезал часть своих картин на фрагменты размером с конверт и разослал их своим друзьям с просьбой что-то добавить и выслать обратно. Полученные работы он использовал опять в других «мотикос» и снова высылал своим респондентам. Завязалась оживленная переписка, в которой в 1956 году было задействовано 200 человек, а уже в 1960-м – около 300.

Пример писем Рэя Джонсона

В 1962 г. журналист и друг Джонсона  Эд Планкетт, описал движение mail art и назвал его «Нью-Йорская школа корреспонденции» в одноименной статье в «College Art Journal». Позже Джонсон не раз пытался «убить» школу, посылая в отдел некрологов газеты «Нью Йорк Таймс» объявление о том, что «Школа корреспонденции умерла, как большой канадский гусь», переименовывал ее в «Университет Рея Будды» и просто «Университет Будды». Но так или иначе маховик мэил-арта был запущен. В 1970 Джонсоном и Марсией Такером в Музее Уитни в Нью-Йорке была проведена масштабная выставка mail art, по образцу которой проходят все последующие выставки направления. Основным правилом стало отсутствие отбора и оценивания работ. В проектах  mail art может участвовать любой желающий, независимо от образования и умения или неумения рисовать.

Мейл-арт от Джона Феллоуза

Популярность и международное распространение движение mail art получило благодаря группе Флуксус» (особенно благодаря деятельности Кена Фридмана). Художники этого направления стали распространять по почте большие списки художников/поэтов, которых интересовали как художественные эксперименты с почтой, так и маргинальные сферы художественного творчества: альтернативные марки и штампы, визуальная (прежде всего, конкретная) поэзия, бук-арт, альтернативная музыка (например, панк-рок), компьютерная графика (ранний период) и т.п.

Рэй Джонсон

В середине 1970-х годов в популярном журнале «Rolling Stone» был опубликован цикл статей о mail art. Эти шаги способствовали резкому росту популярности mail art в 1970-х годах: выросло количество участников (куда стали входить не только художники/поэты, но и разнообразные радикально настроенные по отношению к искусству личности. Mail art занимались такие уважаемые художники как  Йоко Оно, Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк. В некоторых выставках принимали участие Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. Энди Уорхол также был замечен как участник mail art движения - он был дружен с Джонсоном и создавал марки для Нью-йоркской школы корреспонденции.

Мейл-арт открытка Рииты Иконен

В CCCР о mail art, равно как и о других практиках современного западного искусства стало известно с 80-х годов. Первая российская выставка mail art была организована Сергеем Сигеем и Ры Никоновой в январе 1989 года в городе Ейске. А уже в 2000-х выставки mail art прошли в музее Маяковского (Москва), музее декоративно-прикладного искусства (Москва), L-галерее (Москва) и т.д. Постоянная экспозиция действует в Центральном музее связи (Санкт-Петербург) во многом благодаря усилиям «отца» русского mail art движения Владимира Котлярова (арт-псевдоним Толстый).

В Украинском искусстве, где правит бал в основном живопись, mail art занимаются очень немногие. После долгих поисков удалось найти только блог suxulf.blogspot.com  художника из Львова Любомира Тимкива (Lubomyr Tymkiv), который является активным участником международного mail art движения.

В целом же, по некоторым данным, сеть mail art насчитывает около 20 тысяч участников, а выставок и фестивалей, посвященных mail art, по мнению исследователя mail art Джона Хелда, было более 1000.

Пример писем Рэя Джонсона

Мail art искусство очень демократично. Оно предоставляет бесконечное поле для творчества и экспериментов. Произведением mail art может считаться любой объект, прошедший по почте. В первую очередь это, конечно же, конверты и открытки, которые могут быть украшены коллажами, рисунками, самодельными марками и штампами. Кстати, создание марок и штампов тоже является частью mail art. Марки могут печататься любым типографским способом и в отличие от государственных, не обязаны иметь номинал и надпись «почта». Такие авторские марки являются предметом коллекционирования. Кроме более традиционных писем в конвертах и разнообразнейших открыток, по почте можно пересылать какие угодно объекты. Например, в Петербургском музее связи  хранится «Парижаночка» - голова куколки, вся обклеенная марками и почтовыми штемпелями, присланная из Парижа Владимиром Котляровым. Другой пример - художница Риита Иконен из Норвегии умудрялась пересылать по почте камни, кору деревьев, волосы. Надо обладать немалым обаянием, чтобы убедить строгих почтовых работников заняться пересылкой подобных объектов, и возможно даже прочитать им лекцию о mail art... Самое интересное, что почтовые работники в среде мэил-артистов тоже считаются соавторами произведений, так как они добавляют «последний штрих» стандартным почтовым штемпелем.

Произведения mail art могут быть не только декоративными и любопытными по форме, но и концептуальными. Например, японский концептуальный художник Он Кавара с 1960 регулярно рассылает телеграммы с текстом «Я еще жив». Таким образом, он ежедневно документирует свое существование и обозначает свое присутствие в этом мире. Также можно вспомнить недавний ироничный проект украинской художницы Алевтины Кахидзе, в котором она отправляла письма олигархам с просьбой подарить ей самолет.

Как мы видим, искусство mail art очень разнообразно и многогранно. Смеем надеяться, что наша статья вдохновит вас взять в руки бумагу или вырезку из газеты, ручку, карандаш, ножницы или нож и написать, нарисовать, вырезать, склеить или взять первое, что попадется под руку, в общем, изготовить какое-нибудь невероятное письмо и отправить его другу или даже совсем незнакомому человеку и, возможно, начать этим новую эпоху в истории mail art. Если же кому-то хотелось бы принять участие в каком-нибудь уже существующем mail art проекте, то на этих сайтах можно найти информацию о действующих конкурсах и выставках, посвященных mail art: www.artistampnews.com, mailmeart.blogspot.com postcrossing.com

В свою очередь редакция ART UKRAINE так же была бы очень рада получить от вас «бумажное» письмо. И чтобы добавить азарта, мы объявляем конкурс на лучшее письмо в редакцию. Все полученные письма будут выложены на сайте artukraine.com.ua, чтобы путем всеобщего голосования определить лучшее произведение mail art в двух номинациях: лучшее оформление и лучшее содержание. Победители получат годовую подписку на журнал ART UKRAINE.

Уже сегодня самые разнообразные примеры произведений mail art можно поближе рассмотреть на выставке Книжный Арсенал (28 мая – 1 июня) в Мыстецьком Арсенале (ул. Лаврская 12).

 

Алина Копица