МАНИФЕСТЫ ПАТТЕРНИЗМА. Часть 1
Сергей Ануфриев, пожалуй, один из наиболее оригинальных представителей отечественной арт-сцены. Одесский художник, прославившийся еще в конце 80-х как активный деятель "второй волны" московского концептуализма и, в частности, группы Инспекция Медицинская Герменевтика (в состав группы также входили одессит Юрий Лейдерман и москвич Павел Пепперштейн), автор совместного с Пепперштейном нашумевшего романа "Мифогенная любовь каст", сегодня живет между Одессой, Киевом и Москвой. В конце нулевых Ануфриев начал проповедовать новое направление в искусстве - "Паттернизм". Несколько основных манифестов этого движения (созданных в период с 2008 по 2010-й) мы предлагаем вашему вниманию в авторской колонке Сергея Ануфриева, которую художник уже несколько лет ведет в печатной версии нашего журнала, и которую мы решили также перенести и на нашу онлайн-площадку.
Cергей Ануфриев. Из цикла "Паттернизм"
1. Этика художественной среды
1. Искусство, его творец, и его среда - высшая ценность для каждого, кто так или иначе участвует в художественном процессе.
2.Свобода проявления - необходимое условие функционирования художественного мира.
3.Цеховой принцип организации художественного сообщества - единственно возможный подход, показавший самое высокое КПД за всю историю искусства.
4.Тайна - как стержень, удерживающий искусство от превращения в профанный род деятельности.
5. Перспективность - достаточное условие для развития художественного процесса.
6.Ритуал и игра - формы организации художественной репрезентации.
7.Такт и вежливость - оптимальная форма отношений в художественной среде и вокруг нее.
8.Почитание и уважение - единственная форма отношения арт-функционера к художественной среде.
9.Посвященность и взаимопонимание - первичное условие пребывания в мире искусства.
10. Художник должен любить своих учителей, продолжая их дело, воспитывать себе смену для продолжения дела. Но он не должен быть снисходительным к арт-функционеру, помня о своей первичной роли в искусстве.
11. Арт - функционер должен посвятить свою жизнь искусству, и помнить о своей вторичной, вспомогательной, обслуживающей роли в этом процессе.
История искусства доказывает справедливость такого подхода.
12. Галерист должен забыть о коммерческой задаче и осознавать сверх - задачу - помощь художникам, участие в росте и развитии культуры.
13. Куратор должен помнить о своей роли посредника и никогда не ставить личные задачи выше задач искусства. Дирижер не главнее композитора и музыканта.
14. Музейщик должен превратить музей из Некрополя в пространство динамичного художественного процесса, спонтанное и притягательное, и перестать быть гробовщиком.
15. Критик должен быть пропагандистом художественных идей, глашатаем, оратором и трибуном художественного сообщества, а не лакеем буржуазии, не имеющим своего взгляда на вещи, пишущим на потребу заказчика.
16. Коллекционер должен помнить о том что искусство - единственная для него возможность попасть в Царствие Небесное. Учитывая неблаговидность своей роли, он никогда не должен рассматривать искусство как стиральную машину для отмывания своих грязных, кровавых денег, тем паче он не имеет права использовать искусство для реализации собственных амбиций. Он для искусства, а не искусство для него. Ни в коем случае он не может ставить кого-то в искусстве в зависимость от своего капитала.
17 Все вместе должны осознавать, что объединение усилий и правильная субординация - это единственное, что спасет арт-мир от Хаоса и распада, который мы видим сейчас.
Смерть искусства, придуманная еще дадаистами, все- таки наступила.
Ура! Да здравствует новое искусство !
Cергей Ануфриев. Из цикла "Паттернизм"
2. Почему мне не нравится современное искусство
"Современное искусство" - пустое и многословное, сервильное, как аттракционы, где не бывает чудес и не дарят подарков, а берут плату за пользование. Современная литература вызывает такое же ощущение. Слово - не Божественный дар, а вещь, которую можно продать, как вагонку или мыло.
Торгашеская психология сегодня заразила Современное искусство. Если в героический период, закончившийся 20 лет назад, все держалось исключительно на энтузиазме, то молодые художники осознанно ничего не делают без подачки.
Многие честно покинули тонущий корабль, высадившись на сушу прочного заработка. Многие из оставшихся лезли вон из кожи, чтобы привлечь к себе внимание, но им не удалось достичь и сотой доли того уровня, на котором изначально находились их предшественники.
Cергей Ануфриев. Из цикла "Паттернизм"
Что важно в том подлинном искусстве, на котором я воспитывался - порождении того самого, героического, периода? Произведение искусства - это послание, и его характеристики - это четкость, ясность, безошибочность, максимальная доходчивость при минимальной форме.
В своей работе 1997г. " Шапка-невидимка" мне удалось достичь того, что можно назвать "трансгрессией высказывания". Форма и содержание, утончаясь, коллажируют и выходят за грань исчезновения, порождая вместо высказывания крайне эффективное в действии конкретное проявление отсутствия, или высказывание самого отсутствия.
Сергей Ануфриев. Шапка-невидимка
Скорее, это можно оценить как определенное поле действия, инфомонаду, сигнал пустоты или торсионный эффект, не сдерживаемый формой или смыслом. Существование такого типа сообщения- это бытие самого смещения, того, что так успешно применял на заре современного искусства Марсель Дюшан. Движение Флаксуса превратило его в инфосреду, чистую от примесей грубой и косной материи.
Cергей Ануфриев. Из цикла "Паттернизм"
Стремление к праобразу, навеянное платонизмом, подготовило почву для концептуализма. Московский концептуализм (советский) развивающийся в героическом модусе, выработал более плотный энергетический режим (он питался, во многих смыслах, энергией детства, что и было в конце отрефлексировано МГ) и за счет этого достиг невиданной утонченности накала.
Объекты А.Монастырского и практика КД, ведущаяся 35лет, произведения их круга, в том числе одесской школы, смело могут быть названы возрождением, ибо они будто возвращают нас во времена Дюшана, неистовство которого еще не было выхолощено стерильным холодом концептуализма.
Контекстуализм окончательно похоронил трансагрессивный импульс и стремление к отвлеченности, подготовив почву для превращения всего этого в современный арт-дизайн. Но принципы, лежащие в основе техники трансгрессии, остались. Им необходима энергия цели.
Паттернизм для решения проблемы высказывания предлагает изначально взять трансагрессивные принципы за основу построения образного интерактивного языка, интуитивно-смыслового. На этом языке любое высказывание неизбежно развивается в повествование становясь элементом узора сообщения.
Механизм волшебного превращения таится в глубинах нашей сущности, где фрактальным способом заложены коды повествовательности, сплетающие информацию в динамический Паттерн - способность сознания путем редукции организовывать в Хаосе первичный Порядок, эволюционирующий до возвращения в Хаос.
Для примера возьмем опоясывающий планету древний узор эпоса и вычленим из него развивающийся паттерн гомеровского эпоса - "Иллиада" и "Одиссея".
Мы увидим интереснейший мета-семантический нарратив, где " Энеида" перетекает в "Божественную комедию", Артуровский и Роландовский циклы перекликаются с восточными "Искандер-намэ" и "Синбад-Мореход".
Cергей Ануфриев. Из цикла "Паттернизм"
Линия Одиссея ветвится, рождая Гулливера и Робинзона, Де Бержерака и Чайлд-Гарольда, капитана Ахава и Немо, а главное, - поразительного Джойсовского Улисса. Затем пышный расцвет племени спейс-райдеров, скайвокеров и грандиозная "Космическая Одиссея". Под шумок появляется фигура психонавта-путешественника во внутреннем мире.
Основной героический эпос, складывающийся из творений Олдоса Хаксли, Карлоса Кастанеды, Тимоти Лири, Джона Лилли, Теренса Маккены и других, выявляет фигуру, прежде бывшую в тени древних эзотерических традиций. Исследование Миров Иных, поначалу оправданное сугубо научными целями, быстро переросло эти рамки и стало в 60-ые на Западе массовым движением постепенно принявшее социальную форму суб-профессии, создающий субкультуру, часть которой ошибочно принимается за лженауку.
Cергей Ануфриев. Из цикла "Паттернизм"
Также некогда варвары-эллины с наивным рационализмом считали всех критян лжецами, хотя те были не лжецами, а магами, применявшими магию в общении.
Также и хитроумного Одиссея считали лжецом и боялись его чар.
Одиссей - по-гречески странник. Каково было настоящее имя Царя с острова Итака? Как и Крит, Итака могла еще быть прибежищем доэллинской, минойской цивилизации. Тайное знание о Лабиринте как о месте инициации могло быть известно Одиссею. Одиссей - странник Лабиринта жизни, его возвращение доказывает правильность подобного представления о форме экзистенциального континуума.
Сергей Ануфриев.
Паттерн - это движение в Лабиринте, запечатанное в виде суммы повествований, распределенной по траектории маршрута.