Марат Гельман: «Оказалось, что современное искусство перестало быть авангардным»

Участники пресс-конференции, которая была переименована в дискуссию «Галерейный бизнес. Вчера, сегодня, завтра», как и прежде настаивали, что никакого «закрытия галерей» не происходит. А происходит переформатирование в другие виды деятельности. У каждого из трех галеристов, разумеется, на это были свои причины.

Марат Гельман (галерея М&Ю Гельман) пожаловался, что работать в рамках галереи давно уже неинтересно, деятельность по продвижению региональных художников, которых, как он обнаружил много, его интересует гораздо больше.

Участники дискуссии Марат Гельман, Айдан Салахова, Елена Селина и новый директор ЦСИ "Винзавод" Елена Пантелеева

Айдан Салахова (Айдан галерея) сказала, что в ее галерее стало тесно и скучно, и поэтому она займется Aidan Studio, в которой все будет «живо и спонтанно».

Елена Селина (галерея ХL) же заявила, что галерея вообще не закрывается, а просто у нее будет другой директор. Только она – Елена Селина - как куратор, будет заниматься некоммерческим XL projects.

Она также выразила надежду, что дискуссия будет острой и никто не будет замалчивать важные темы. И тут действительно началась острая дискуссия. Оказалось, что Елена Селина оставляет галерею из-за того, что галерее приходилось спонсировать некоммерческие кураторские проекты своей владелицы, и она не приносит никакой прибыли.

По словам Селиной, ее галерее вместе с немногим другими приходилось представлять российское искусство на международной арт-сцене. И это никем не было оценено.

«Я бы посоветовала будущим галеристам, - заметила Айдан Салахова – бороться за законодательные изменения относительно галерей. Западным галереям государство помогает представлять страну на международных арт-ярмарках. Ведь это не что иное, как создание позитивного образа страны».

После этих реплик на галеристов посыпались, разумеется, протесты и комментарии. Другие галеристы высказались в том духе, что им удается выживать, несмотря ни на что.

А Милена Орлова, бывший главный редактор журнала «Артхроника» пожалела, что галереи сходят с пути независимости на путь зависимости от государства.

Но больше всего порадовал ответ Марата Гельмана. Известный галерист, кроме того, что он не боится ступать на скользкий путь сотрудничества с властью, сказал:

«А кроме того, последний год показал, что современное искусство перестало быть авангардным. Вышли на улицы сто тысяч – и оказалось, что они – авангард. Пока мы думали о современном искусстве, в стране произошло что-то сверх важное. Значит нужно преследовать другие цели… некоммерческие».

В дальнейшем дискуссия перешла уже в более миролюбивое русло. Галеристов даже назвали «пионерами», «первопроходцами» нового образа жизни современного искусства.

Какими бы ни были дальнейшие некоммерческие проекты трех ведущих московских галерей, очевидно, что весь этот скандал с «закрытием» послужит им хорошей рекламой.

 

Анна Ландихова