Мария Куликовская: «Я собираюсь сочетаться браком со шведкой»

Вчера в киевском Щербенко Арт Центре стартовал проект Марии Куликовской «Без названия». С семи вечера и до момента, пока художницу не покинули последние силы, посетители могли оценить ее перформанс и дать свое собственное название проекту.

В суете последних приготовлений к мероприятию Мария рассказала ART UKRAINE о предстоящем событии, своем творчестве, планах на будущее и многом другом.

Алена Костенко Что такое проект «Без названия»?

Мария Куликовская Я долго думала над ним, выбирала между вариантами. Да я до сих пор нахожусь в процессе – все еще окончательно не решила, как все будет происходить, что я буду говорить и делать. Именно поэтому у проекта нет названия, ведь он в беспрерывном процессе.

Для меня этот поиск куда ценнее, чем конечный результат. Ну, повесила я картину на стену – и что?

В этом проекте для меня важно то, что я работаю с натуральным материалом: во время перформанса будет использована земля.

 

- Как думаете, насколько сильно то, что вы хотите показать, разойдется с тем, что на самом деле увидит зритель?

- Честно говоря, я не думаю о том, что увидит или не увидит зритель. Это вопрос не ко мне. Все дело в человеке: его интеллекте, знаниях, образовании и возможности воспринимать. Я не знаю, что люди захотят вложить в мою работу.

- Что в вашем творчестве вам важнее всего, сам перформанс?

- Нет, не перформанс. В моем творчестве на первом месте всегда материал, он важнее всего. Второе – это архитектоничность формы и процесса, и наконец, третье – сам процесс, он очень важен. Эти три составляющие в искусстве для меня важнее всего.

- Вы устраивали перформансы за границей, в частности в Европе и России. Отличается ли их публика от нашей?

- Да, очень сильно. Я делала перформанс в Швейцарии – люди там куда более лояльны и демократичны. Вообще зрители там толерантные, настроенные на дискуссию.

У нас же только и слышно – «это уже было», «я и сам так могу сделать». Наша среда относится ко всему негативнее и критичнее.

Что касается Москвы, то там публика более-менее похожа на европейскую. В России больше искусства, инициатив, денег, наконец. Там многие вникают в современное искусство, активно им интересуются. У них это в моде. Поэтому люди там более демократичны, чем у нас.

- Какие у вас планы на ближайший год?

- Сразу после «Без названия» у меня проект в PinchukArtCentre, потом – открытие нестандартной художественной школы в «Изоляции» (Донецк), проекты в России и Швейцарии. А еще – двухгодичный хэппенинг в Швеции. Я собираюсь сочетаться браком со шведкой. Мы хотим, чтобы нас поженила женщина-священник. Этот хэппенинг – мой художественно-политический манифест. Я выступаю против религиозного мракобесия, против того, что мне, как гражданке страны третьего мира, очень тяжело жениться на шведке. Это будет длиться целых два года – именно столько времени нужно, чтобы я получила вид на жительство в Швеции. Мы создадим сайт, который станет дискуссионной платформой, и я ожидаю, что все это все вызовет резонанс.

Увидеть проект «Без названия» можно будет с 5 до 21 сентября.

 

* Мария Куликовская – молодая украинская художница, которая может похвастать внушительным списком работ. Среди них – перформансы в Европе и России, участие в фестивалях, проектах и выставках.

Мария, среди прочего, уделяет немало внимания скульптуре. Многие наверняка помнят выставленную на Гогольфесте'10 «Армию клонов», или проект «Homo Bulla», в котором скульптуры, вырезанные из мыла, иллюстрировали эфемерность человеческой жизни.

Перформансы Марии Куликовской вызывают стойкий интерес у публики как в Украине, так и за рубежом. Один из недавних ее проектов в Киеве – «Музыка неизвлеченных звуков» настолько пришелся по вкусу россиянам, что они предложили Марии провести повторный перформанс в Москве.

Стоит отметить, что скульптура и перформанс – не единственные направления, в которых работает Мария Куликовская. Например, для предстоящего Гогольфеста’13 она сделала роспись стены.

 

Алена Костенко