Мария Лассниг. Взгляд вглубь

Мария Лассниг  – вычеркнутая историей и открытая ею заново в конце жизни, в начале нового тысячелетия. Австрийская художница, которая наряду с Луизой Буржуа, Агнес Мартин и Джоан Митчелл является одной из самых влиятельнейших женщин-художниц ХХ века, оставаясь в этом числе пионерок женской эмансипации в художественном царстве мужчин. После смерти в возрасте 94 лет Европой прокатилась волна ретроспективных выставок Марии Лассниг. Ольге Чекотовской удалось побывать на двух из них в Эссене и Праге, о чем далее в Art Ukrainе.


Мария Лассниг родилась в 1919 году в маленьком австрийском городке Каппель-ам-Краппфельд. Во время Второй мировой войны она учится в Венской художественной академии, где вступает в конфликт с преподавателями из-за своих идей о «вертикальном и абсолютном цветовом и зрительном восприятии». Её почти исключают из академии за такие радикальные взгляды, граничащие с так называемым «дегенеративным искусством», которое строго преследовалось официальными властями в нацистской Австрии. Тем не менее, в 1945 году Лассниг заканчивает учебное заведение. Уже в 1980-х она станет первуй женщиной-професором, преподающей искусство в Австрии.

 

За свою 75-летнюю карьеру Мария Лассниг пройдет путь от сюрреализма и арт-информель до собственной узнаваемой концепции изображения тела. В 1950-х Ласcниг работает в Париже, где поддерживает связи с ведущими представителями движения арт-информель, а также знаменитым сюрреалистом Анри Бретоном. Именно Лассниг в последствие станет той художницей, которая повлияет на становление арт-информель в Австрии. Уже в эти годы она начинает разрабатывать свой индивидуальный подход к изображению тела, складывая головы и тела из цветовых полей. С 1968 по 1980 гг.  Мария Лассниг живет в Нью-Йорке. К тому времени она полностью отходит от абстракции и сосредотачивается на своей концепции Körpergefühl (нем.), что переводится как «телесная осознанность».

Мария Ласснинг. Черная голова отца. 1956 - 1957

 

Принято считать, что художник изображает окружающий мир, который он наблюдает, мир извне. Мария Лассниг абсолютно отвергает эту традицию смотреть наружу из окна картины, она наоборот смотрит вглубь. Её работы  – это попытка изучить себя изнутри. Не то какой/какая я есть по отношению к другим и окружающему миру, а рассмотреть свой внутренний мир буквально, изнутри тела. Отсюда эта ощутимая, почти мясная телесность её полотен. Очень часто Лассниг сравнивают с Люсьеном Фрейдом, но если у Фрейда были модели (взгляд наружу), то у Лассниг было только её тело и концепция «ощущения тела».

Мария Лассниг. Два способа бытия. 2000 

 

Именно концепция Körpergefühl делает её живопись такой узнаваемой. Она буквально рисует то, что чувствует. Поэтому очень часто вы не заметите волос на ее автопортретах. Почему? Спросите себя сами: ощущаете ли вы волосы на голове? Думаю, чаще ответ будет отрицательным. Ласcниг работала быстро, ибо то, что ты чувствуешь сегодня в определенных условиях может уже не повторится завтра. Иногда в своём изучении себя изнутри она доходит до абстракции. Только по форме и знакомым со школьной анатомии картинкам, мы можем догадаться, что это гортань, нос, грудная клетка. Закройте глаза и попробуйте прочувствовать изнутри свое тело, сколько его частей вы ощущаете четко, сколько пропало в пространстве. Откройте глаза, и вы найдете ответ в работах Лассниг.

Мария Лассниг. Фигура с голубой гортанью. 1961

 

Цвет в этом методе тоже важен, именно он подчеркивает малейшие изменения в теле. Если у Марии во время работы над картиной горели щеки, она немедленно акцентировала их, не только гиперболизируя и заполняя поверхность холста этой частью тела, но и подчеркивала это тем цветом, с которым она ассоциировала свои ощущения. Как говорила сама Лассниг: «Намного тяжелей объяснить цвет телесной осознанности, чем изобразить телесную осознанность графически потому, что цвет имеет более абстрактное выражение в линиях контура, нежели в живописной форме. Поэтому я просто опишу его здесь: лоб имеет цвет мысли; нос ─ цвет запаха; спина, руки и ноги имеют цвет плоти. Существуют цвета для боли и цвета для агонии, цвета для нервных волокон, цвета для нужды и сытости, цвета для растяжения и нажатия, опустошения и вздутия, разрушения и горения, цвета для смерти и распада, цвета для страха заболеть раком – все это цвета реальности».

Мария Лассниг. Голосовая сетка. 1999 

 

К сожалению, этот метод, балансирующий между абстракцией и фигуративностью, не нашел отклика в художественном мире США, где преобладал маскулинный творец чистой абстракции. Лассниг приходилось зарабатывать себе на жизнь, именно поэтому она в эти годы параллельно рисует портреты, в том числе на заказ, и натюрморты. В 1970 году она вступает на факультет анимации в Школу визуальных искусств Нью-Йорка. Эти знания помогут ей создать удивительные анимационные фильмы с использованием её рисунков, где она ни на шаг не отступила от концепции Körpergefühl. В это время художница часто изображает себя с камерой. Теперь её глаза – это оптика видеокамеры. Анимация 70-х оказалась более готовой к экспериментам и необычным концепциям, нежели прогрессивный мир искусства. Нужно отметить, что Мария Лассниг довольно глубоко погрузилась в тему телесной осознанности – она увлекалась когнитивной наукой и поддерживала связь с учеными, которые как раз в это время проводили исследования в этом направление.

Мария Лассниг. Двойной автопортрет с камерой. 1974 

 

Лассниг выходит и на территорию скульптуры. К ней она обращается в конце 1990-х– начале 2000-х уже в зрелом возрасте. Как будто художница решила выйти из своего тела, переступить границу холста. Как дух выходит из тела после смерти, так и художница, будучи в преклонном возрасте, который приближает её к естественному концу, выходит из тела-холста. В её скульптурах аккумулируется её исследование в области телесной осознанности, её особое ощущение цвета и, что самое интересное – глубокое чувство материала. Так, меня поразила скульптура «Стекло в черной голове» своей точностью передачи состояния тела. Тупые концы стекла, тяжесть бетона и его безликость, черный цвет фигуры, в которой рот лишь прорезь, глаза обозначены только намеком, они как будто затянулись плотной пеленой боли, шея, которая почти слилась с плечами. Все это состояние острой боли, которую мы все когда-нибудь испытывали в своей жизни, боли физической, ощутимой от ребер стекла в голове до бетонного плеча.

Экспозиция в Национальной галерее Праги            

Мария Лассниг. Стекло в черной голове. 2002  

 

Возвращение в 1980 году в родную Австрию совпало с её признанием не только на Родине, но и во всем мире. Так, в 1980 году она представляет Австрийский павильон на Венецианской биеннале, а также принимает участие в Документе 1982 и 1997 гг. С конца 1980-х – удостаивается ряда престижных наград в области искусства, в том числе получает Австрийский почетный знак «За науку и искусство».  Безусловно, это связано с начавшимся переосмыслением истории искусств, выходом на художественною сцену феминистического искусства и исследованием творчества многих недооцененных в своё время женщин-художниц. За год до смерти Мария Лассниг получает в Венеции Золотого льва за прижизненные достижения, а в 2014 году покидает нас навсегда, оставляя нам в наследие свой постулат о том, что не так важно видеть, как чувствовать.

Мария Лассниг. Women Power. 1979 г. 

 

Все фотоматериалы взяты с выставок Maria LassingMuseum Folkwang, Essen, Germany, Maria Lassing 1919 – 2014, National Gallery In Prague, Prague, Czech Pepublic, а также с официального сайта Maria Lassing Foundation.