Марсель Дюшан Деснянского района
I’m interested in things failing,
in the beauty of failure, and the fall in general.
Сиприен Гаяр
Премию имени Марселя Дюшана, которая за десять лет своего существования стала одной из самых влиятельных наград для молодых художников современной Франции, каждую осень вручают на ярмарке FIAC в Париже. В этом году премия была присуждена 30-летнему художнику Сиприену Гаяру.
Галерейная инсталляция «Geographical Analogies», галерея Spruth Magers Berlin London
Сиприен Гаяр появился в поле зрения французской критики совсем недавно – со времен его первой выставки не прошло и пяти лет. Однако за это короткое время ему удалось выработать собственный стиль – нечто вроде авторского подписи, чего очень трудно достичь, особенно в области видеоарта, или скорее в промежуточном жанре между видео-и ленд-артом, в котором работает Сиприен.
Его часто называют романтическим вандалом или архитектурным анархистом, хотя какими бы оксиморонными не казались эти сочетания. Основную суть его работ можно описать тремя словами: Утопия. Деструкция. Руина. В своей работе художник старается отыскать и зафиксировать точку, где утопия современного пейзажа достигает апогея, чтобы потом рассыпаться, распылиться и постепенно превратиться в руины.
New Picturesque. Серия Ангор, 2010, коллаж, 9 x 13,5 см
Первая выставка молодого автора состоялась в Лондоне (2006), а затем и в Париже (2007), где он представил свой проект «Деснянский район» – плод многомесячной поездки по Восточной Европе.
«Деснянский район» (2007) – видеотриптих, заключительная часть которого была частично снята в Киеве, на что указывает название. Однако Киев Гаяра узнать будет трудно даже коренным киевлянам. В столице Украины французского художника заинтересовал район, куда изредка ступает нога жителей центральных районов, а тем более иностранца – речь идет о бетонных джунглях Троещины. Несмотря на топонимичное название, в работе отсутствует единство места, и за полчаса видеокамера успевает попутешествовать по разным «окраинам Европы». Первый план фиксирует символические ворота в Восточную Европу – многоэтажную высотку в Белграде, которая представляет собой пример классического советского монументализма, знакомого каждому выходцу из стран советского блока. Этот мрачный клон способен вдруг разрушить границы пространства и времени – такой пейзаж мог бы быть везде и одновременно нигде.
Из серии «Geographical Analogies», фото на поляроид
Впрочем порядок и определенная гармония, воплощенные в строгих формах тоталитарного классицизма, уступают место хаосу. Действие переходит в спальный район Санкт-Петербурга, где урбанистический пейзаж становится фоном для жестокого столкновения двух группировок молодежи фашизоидной внешности. Молча, не говоря ни слова, они бросаются друг на друга, сливаясь в сплошную стихию из тел и движений. Особое измерение видео составляет музыкальное сопровождение в исполнении французского альтернативного музыканта Кудлама, с которым Сиприен уже долгое время работает в паре. «То, что он делает в музыке, – прямой аналог того, чего я стремлюсь достичь с помощью изображения», – говорит Сиприен.
Фрагмент из видео «Деснянский район», 2007, 30 мин.
Следующая сцена – агония многоэтажки в окрестностях Парижа. На бетонные стены здания проектируются яркие лазерные изображения и огни фейерверка, пока она не упадет, покрыв все вокруг тучами серой пыли. И наконец последний план – путешествие на вертолете над заснеженными равнинами Деснянского района к фантасмагоричному кругообразному жилому ансамблю, похожему на гигантский муравейник, который западная критика окрестила «Украинская Стоунхенджем».
По словам автора, его всегда интересовала архитектура Восточной Европы советской эпохи. В ней он видит что-то вроде кладбища архитектурных идей, на котором одни и те же формы неустанно воспроизводятся, достигая почти мифологического звучания. Эти типичные здания, которые были возведены с мыслью об общей справедливости и равенстве, сегодня, по воле истории, стали настоящими гетто – пространством социального напряжения, криминализации и жестокости. Художник пристально следит за тем, как эти маркированные холодной эстетикой здания постепенно исчезают из ухоженного лица современной Европы. «Real Remnants of Fictive Wars» (Настоящие остатки мнимых войн), «Cities of Gold and Mirror» (Города из золота и Зеркал) – серии видеоработ, фотографий и ленд-арта, освещающих именно эту тему. Одна из его фотосерий посвящена разрушению целого квартала в Глазго, где вместо градостроительного «чудовища» возводится «Олимпийский городок».
Фрагменты из видео «Падение Прюит-Иго», 2009
Но можно ли избавиться от проблемы, до основания разрушив ее символический аналог? Можно ли забыть о собственном поражении, уничтожив ее окаменелых свидетелей? А даже если так, то что делать с остатками, с руинами жизней, надежд и социальных утопий?
Ведь герои Гаяра не люди – жертвами насилия на символическом уровне предстают здания, молчаливые свидетели политических и идеологических изменений. «Я понимаю, – говорит художник, – что в этих домах сегодня невозможно жить. Я просто хочу, чтобы мы сохранили их для истории. Своими работами я стараюсь привлечь внимание к актам официального вандализма, вандализма «белых воротничков», которые с помощью динамита уравнивают с землей прошлое. Кто объяснит мне, чем отличаются руины древней Греции или Египта и остатки 70-х годов ХХ века?»
По своей сути, работы Сиприена Гаяра, пожалуй, близки к идеям Юбера Робера, французского художника XVIII века, вошедший в историю как пейзажист-руинист, поскольку рисовал развалины античных зданий в окружении дикой природы. Его кисти принадлежит, в частности, футуристическая фантазия под названием «Руины Лувра». Художник представил себе уже разрушенным дворец, который только построили. Как и для Юбера Робера, для Сиприена Гаяра работа с урбанистическим пейзажем оказывается чем-то вроде «археологии будущего». Сам художник любит цитировать по этому поводу Набокова: «Будущее – это просто прошлое, увиденное с другого конца». Последние несколько лет Гаяр собирает и составляет поляроиды фрагментов урбанистического пейзажа, создавая проект «Географические аналогии». Серии, из девяти фото каждая, выставленные в витринах под стеклом, словно диковинные бабочки из природного музея: изъятые из городского пейзажа, абстрактные формы повторяются в природе. На страницы фотодневника Гаяра попали и упоминания о барханах Оболони, пустынях Троещины и бесконечных киевских подземных переходах, на стенах которых объектив художника ловит знакомый всем знак «Динамо-Киев».
Юбер Робер. Руины Лувра
Не так давно Сиприен Гаяр вместе с коллегой-музыкантом Кудламом открывал в Москве один из новых галерейных пространств, первой экспозицией которого стала выставка молодого французского искусства. Возможно, не за горами времена, когда молодой лауреат премии имени Марселя Дюшана снова посетит склоны Днепра, чтобы смутить киевлян тем, от чего они привыкли стыдливо отворачивать взгляд – от эстетики собственного падения.
Наталия Чермалых