Мартин Маргулис: «Мы коллекционируем, чтобы о нас помнили»
Я столкнулась с Мартином на пороге его арт-центра Margulis Warehouse в Майами. После любезного приветствия он поспешил на открытие ярмарки Art Basel. «Лучше прийти раньше, до образования толпы. Не люблю, когда мешают сосредоточиться на главном», – сообщил хозяин, направляясь к выходу. Позже, в гостях у Мартина, в пентхаусе Ritz-Carlton, он посетовал на то, что так ничего достойного и не увидел. Случайно или закономерно, известный коллекционер имеет украинские корни.
Мартин Маргулис – пример американской «self-made» мечты. Один из влиятельнейших людей на южном побережье Флориды, владелец многочисленных объектов недвижимости в округе Майами. Филантроп и коллекционер, чье собрание оценивается в сотни миллионов долларов. Его знаменитый Warehouse (с английского – «склад») – обязательный объект для просмотра гостей, приезжающих в декабре на арт-ярмарки Art Basel Miami и Art Miami. В числе первых достопримечательностей, предлагаемых любителям искусства – коллекции Rubells, de la Cruzes, Cisneros Fontanals Art Foundation и Margulis. Именно эти семьи стали пионерами публичного экспонирования своих приобретений и образовали так называемую «Miami model». Отдельно также стоит упомянуть Нормана и Ирму Браман, чью коллекцию можно лицезреть у них дома лишь после внесения внушительного взноса на благотворительность.
В 2002-м году, объединив свои усилия, вышеупомянутые фанаты искусства смогли убедить руководство Art Basel открыть «клон» ярмарки в Майами и заинтересовали ведущие галереи принять в ней участие.
Магдалена Абакович, Hurma, 1994-95. Здесь и далее – работы с публичной коллекции Мартина Маргулиса
Спустя несколько лет Майами стал Меккой для коллекционеров и любителей арт-досуга. Ежегодно, в декабре, город переполнен толпами «особенных» туристов, среди которых – миллиардеры, голливудские звезды, легендарные спортсмены, музыканты и художники. Отели, в свою очередь, не стоят в стороне, встречая гостей в фойе «искусством на продажу». Растущая роль Майами как культурного центра и связующего звена между Северной, Центральной и Латинской Америкой побудила многих коллекционеров обзавестись домами, чтобы проводить время не только с пользой, но и с удовольствием.
Неприметный некогда район Wynwood стал эпицентром творческой жизни, приютив многочисленные галереи, дизайн-бутики, фэшн-лавки, кафе и рестораны. В 2000-х этот район скупила семья Голдман. В 2009-м была открыта первая галерея стрит-арта Wynwood Walls. К 2016 году свободного места на стенах зданий района практически не осталось, как, впрочем, и места для новых арендаторов.
Джон Чемберлен
Mustang Sally McBright, 1965
Автомобильный метал
В районе Wynwood находятся также три публичные коллекции ранее упомянутой «майамской четверки»: Rubells, de la Cruzes и Margulis.
Многоэтажное здание Маргулиса в состоянии показать лишь небольшую часть его уникальных приобретений. Сюда коллекция переехала с острова Groove Isle, где ее владелец создал парк скульптур, но вынужден был закрыть свое начинание из-за несогласий с администрацией острова. При переезде в Wynwood коллекция была разделена на частную и публичную.
Каждая выставка в арт-центре Маргулиса – кураторский проект, созданный исключительно из работ коллекции владельца. Масштабы впечатляют! Выставочная площадь помещения Фонда Маргулиса составляет 15000 квадратных метров. Коллекционер тяготеет к крупногабаритным работам. Например, инсталляции Ансельма Кифера и Магдалены Абаканович занимают отдельные залы. А для произведения Олафура Элиассона спроектирована отдельная комната на крыше здания. Здесь и скрученные в узлы металлические конструкции Джона Чемберлена, бронзовая химера Исаму Ногути, стальная инсталляция минималиста Ричарда Серра и антагониста коммерческого искусства Янниса Кунеллиса. Далее – стальная змеиная головоломка Тони Смита, скульптурная абстракция британца Энтони Каро, неожиданно футуристическая скульптура Вильяма де Кунинга в стиле Умберто Боччони и работа художника с украинскими корнями, Джорджа Сигала, «Очередь за хлебом», напоминающая американцам об ужасах «великой депрессии».
Исаму Ногучи,
Judith: Tent of Holofernes, 1950
Бронза
Перечисленные работы – далеко не самые ценные приобретения. Критики, кураторы и арт-знатоки сходятся во мнении, что собрание Маргулиса имеет историческое значение, а ее владелец является одним из пятидесяти влиятельнейших коллекционеров мира. Ядро собрания составляют скульптуры и инсталляции, созданные выдающимися художниками ХХ века. Маргулису также принадлежит уникальная серия американской фотографии, отражающей историю США и демонстрирующей развитие фотоискусства в Америке.
В 2014 году фонд Маргулиса отметил пятнадцатилетие своего пребывания в Винвуде. Общий «стаж» коллекции превышает тридцать лет.
Арт-центр Маргулиса не уступает в популярности музеям. Ежедневно здесь проводятся туры для школьников, студентов и туристов. Денежные поступления от продажи сувениров и книг идут на содержание учрежденного его женой дома для бездомных. Супруги вложили в этот благотворительный проект уже более 20 миллионов долларов, продолжая оказывать постоянную финансовую поддержку сиротам.
Ансельм Кифер,
Die Erdzetalter, 2014
Получают ли филантропы какие-либо льготы? Мартин поведал, что не платит налоги в случае, если переводит денежные средства или передает принадлежащее ему произведение искусства как благотворительный взнос в свой фонд. Фонд, в свою очередь, может осуществлять коммерческие операции со своими активами в неприбыльных целях. Вырученные от продаж деньги могут идти на приобретение новых работ для фонда, покрытие расходов организации или благотворительную деятельность.
Мартин не может вспомнить, как купил свою первую картину. Но свое потрясение от первого посещения аукциона Sotheby’s не забудет никогда. «Люди платили за работы художников-современников, таких как Дональд Джадд, десятки тысяч долларов, тогда – огромные суммы! “Бог мой!” – подумал я. – “Как люди могут отдавать свои драгоценные сбережения за это! Должно быть объяснение этому абсурду!”».
Янис Коунелис,
Senza Titolo, 1999
Мартин родился в Нью-Йорке, в семье поляка и украинки, эмигрировавших в США в 20-х годах. Родители содержали бакалейную лавку и смогли дать необходимое образование сыну и дочери. После окончания колледжа в Пенсильвании и службы в армии Мартин переехал на побережье Флориды, где и сколотил свое состояние на сделках с недвижимостью. «Я обожал свою работу! Мы строили этот город! Кстати, здание Ritz-Carlton, в котором мы сейчас, тоже построил я».
Тем не менее, коллекционирование для Мартина – не бизнес. «Я не покупаю искусство для приумножения капитала и всегда отклоняю предложения дилеров, убеждающих меня купить что-то как выгодную инвестицию. Я принимаю решение о покупке практически инстинктивно, моего опыта достаточно. Важно, подходит ли мне эта работа и какое место в моей коллекции она займет. Возможно, я тщеславен, но мое собрание – это, прежде всего, выражение моей сути, моя самоидентификация». У коллекционера есть помощник – Кэтерин Хиндз. Куратор работает с Мартином вот уже более пятнадцати лет. По словам Мартина, она выступает больше в роли доверенного лица: ведет учет перемещения работ, заведует административными и организационными вопросами, сотрудничает с музеями, готовит новые арт-проекты.
Margulis Warehouse
Маргулис дружит со многими художниками. По словам коллекционера, именно он купил первую работу Олафура Элиассона. «Художник всегда помнит своего первого покупателя», – улыбается Мартин. – «Мы с Олафуром хорошие друзья, для моего музея я заказал ему инсталляцию “You are now my surrounding” (“Вы – мое окружение”). В ней зритель становится участником, а название придает совершенно иной смысл увиденному. Так Элиассон “искривляет” привычное восприятие мира».
Ансельму Киферу в моей коллекции отведено особое место. Меня всегда будоражил размах его работ и передача универсальных истин с помощью простейшего материала. Его работу «Die Erdzeitalter» («Возраст Мира») я приобрел в 2014 году, когда увидел ее в Лондоне на выставке в Королевской Академии Искусств (Royal Academy of Arts). Тотем, надгробная плита – эта работа символизирует историю эволюции планеты, напоминая нам о непрерывности процесса развития и цикличной природе времени. Я считаю Ансельма выдающимся художником столетия. Сейчас в Центре Жоржа Помпиду в Париже проходит его ретроспективная выставка, беспрецедентная по масштабам. Я не люблю толпу, и на выставку полетел, чтобы посмотреть ее только с автором. Яркий представитель немецкого экспрессионизма, Кифер выступает в роли своеобразного летописца, создавая исторические, мифические, религиозные символы из обломков прошлого».
Тони Смит,
Throwback, 1976-79
сталь
Наиболее привлекательной остается личная коллекция Маргулиса, большая часть которой находится у него в доме. Не многим удается увидеть такую концентрацию первоклассных работ в одном месте. На входе встречает огромное полотно Фрэнка Стеллы, на которое смотрит неподвижно-сидящий синий человек Джорджа Сигала.
Чуть дальше – скульптура Роя Лихтенштейна. Экспериментировать с формой своих растровых изображений мастер поп-арта начал в 60-х. Художник изготавливал 3D скульптуры из дерева, керамики, метала, «оживляя» комиксы в натуре. Скульптура-натюрморт с кувшином на фоне картины была замечена на ретроспективной выставке художника, проходившей в Tate Modern в Лондоне в 2013 году.
Здесь же металлическая работа Дэвида Смита, ставшего одним из прародителей абстрактного экспрессионизма в скульптуре. Именно творчество Смита оказало влияние на Энтони Карро и Джона Чемберлена, чьи «наиболее небольшие» работы также представлены в доме. Затруднительно ответить, сколько работ Чемберлена, американского мастера ассамбляжа, в коллекции Маргулиса. Джоном, как и Уорхолом, и Лихтенштейном в 60-х занимался Лео Кастелли.
Многочисленность прославленных американских экспрессионистов бросается в глаза. Здесь и криптографические работы Сая Твомбли из серии «каракуль на сером». Похожая картина недавно была продана на аукционе Sotheby’s за рекордную сумму, превышающую 70 миллионов долларов. Рядом работа Роберта Раушенберга, друга Твомбли. Это – абстрактная живопись, характерная для раннего периода творчества художника.
Вильям де Кунинг,
Seated woman, 1969-1981
Хозяин также показал многочисленные картины Виллема де Кунинга и Аршиля Горки, указывая на взаимосвязь и взаимовлияние в их творчестве. Отдельная стена отведена Марку Ротко, чьи работы также относят к экспрессии, но иного плана – не действия, а цвета. Линейно-цветовые полотна молчаливо значимы.
Справа – большая работа Роберта Мазервелла, последователя сюрреалистов, позже – одного из активных идеологов американского экспрессионизма и «соратника» Ротко. «У меня два Мазервелла», – гордо сообщает владелец. – «Сейчас я отдал одну свою картину на выставку автора “Эллегия Испанской республике” в галерею Dominique Levy в Нью Йорке. Эту серию, посвященную гражданской войне в Испании, автор писал на протяжении всей жизни, в ней больше 200 работ».
Фрэнк Стелла и Джордж Сигал. Здесь и далее – работы из частной коллекции Маргулиса
Картины Джеймса Розенквиста всегда велики: по размаху и содержанию. Трехметровое полотно на всю стену в спальне, наполненное красочными фрагментами и отрывками, похоже на американский эпический поп-арт-вестерн. Розенквист «набил руку» на рекламных бордах, выработав беспроигрышный стиль, апеллируя к сознанию зрителей хорошо проверенными рекламными методами. Художника традиционно относят к знаменитой поп-арт пятерке: Уорхол, Лихтенштейн, Ольденбург, Раушенберг и Розенквист.
В квартире не видно Уорхола и Поллока, хотя они точно есть у коллекционера, который постоянно работает с музеями и галереями, показывая свои работы по всему миру.
Марио Мерц, Джон Чемберлен, Дэвид Смит, Энтони Карро
«Стоять на месте я не могу, коллекция должна обновляться и быть актуальной. Так я и начал собирать художников Arte Povera. Весьма иронично: художники, относившие себя к течению “бедного искусства”, сегодня стоят немалых денег! В моей коллекции есть Микеланджело Пистолетто, Алигьери Боэтти, Марио Мерц, и вот недавно я приобрел работу Джовани Ансельмо. Я точно переплатил, но для меня это неважно, ведь нужна была именно эта работа!». В октябре прошлого года Маргулис купил «Grigi che si alleggeriscono verso oltremare» на Christie’s за 375,148 долларов. Это не самая дорогая работа художника, чьи гранитные блоки, болты и веревки начали достигать миллионного рубежа. Цена работы, недавно купленной коллекционером, выросла в 3,5 раза за последние пять лет. Итальянские художники послевоенного периода, принадлежащие к таким группам, как Arte Povera и Zero, сегодня пользуются особым спросом у коллекционеров.
У Мартина Маргулиса трое сыновей и дочь. По словам отца, именно Элизабет переняла его страсть к искусству. «У нее была возможность посмотреть лучшие частные и публичные собрания мира, она знает всех моих друзей. Дочь получила хорошее образование и проходила практику в ряде ведущих галерей и музеев, но, конечно…», – смеется отец, – «…ни на кого работать не хочет. Недавно продала работу Бэнкси своим друзьям. Слишком горяча и амбициозна, опыт придет с годами».
Джеймс Розенквист
В 2013 году Мартину пришлось использовать свои ценные арт-активы для залога по кредиту от U.S. Trust на строительство элитного дома Bellini Williams Island в Майами. Картины остались у него, и в реализации залога потребность не возникла. Эксперты отмечают рост инвестиционной привлекательности недвижимости в Майами после последнего кризиса в 2008 году. Для Маргулиса это – спорный вопрос. Удорожание доллара, с одной стороны, обогатило американцев, а с другой – повлияло на покупательную способность их соседей. Маргулиса вряд ли должно это беспокоить. Продай он свою коллекцию, он мог бы строить дома из банкнот. Несколько лет назад его собрание было оценено в 800 миллионов долларов. Тем не менее, с учетом аукционных рекордов последнего года, названная сумма весьма занижена.
Рой Лихтенштейн
Джовани Ансельмо. «Grigi che si alleggeriscono verso oltremare»
«Мне часто звонят с просьбой продать хотя бы одну работу», – говорит коллекционер. – «Но мой ответ лаконично односложен: “не продаю”. У меня нет необходимости. Продать легко, а купить то, что есть у меня сегодня – невозможно…».
Мартин Маргулис
Все фото – Наталия Шпитковская и Алла Шереметьева
***
Про автора
Наталия Шпитковская – директор международных проектов Института проблем современного искусства НАМ Украины, соучредитель Artcult foundation.