Маша Рева: «У меня в голове невыключающийся режим трансформации пространства»

В то время, как мода на современное искусство, да и искусство в целом, сегодня все быстрее распространяется, так и мода все быстрее сближается с искусством. 

Конечно, не все то золото, что блестит, в данном вопросе нужно быть чрезвычайно избирательным и не стоит усматривать художественную ценность там, где ее нет. Тем не менее показы мод сейчас проходят на грани перформансов, а в перформансах можно разглядеть налет игры и следование модным тенденциям. Стоит лишь припомнить наиболее показательные на сегодняшний день примеры: выступления американской поп-исполнительницы Леди Гаги, перформансы сербской художницы Марины Абрамович, в частности нашумевший "В присутствии художника", а также деятельность японской художницы Яёй Кусамы, которая недавно начала сотрудничать с Домом моды Louis Vuitton. А чего стоили показы Александра МакКуина. Кстати в этом году прошел первый показ в Лувре, да и с каждым днем количество коллабораций между именитыми фотографами, дизайнерами, художниками и домами мод растет. Кажется, что сближение моды и искусства почти достигло своего максимума. Но все это совсем другая история, известная под названием "Шоу бизнесс. Или коммерция". 

Мы же хотим рассказать о молодой и талантливой художнице-дизайнере Маше Реве. Она одна из тех, кого обычно называют "европейского уровня" и в данном случае это вполне оправдано – Маша получила хороший международный опыт по своей специальности: помимо обучения в Киевском Национальном Университете технологий и дизайна, а также курсов Муляжа на манекене Л.А. Морозовой, Маша стажировалась в Нью-Йорке у fashion-дизайнера Thakoon (Thakoon Panichgul), прослушала курсы в одном из лучших лондонских ВУЗов в области дизайна Центральном Колледже Искусства и Дизайна им. Святого Мартина (Central Saint Martins College of Arts and Design), а также прошла 3-месячную стажировку в Антверпене у Вальтера ван Бейрендонка (Walter Van Beirendonck). А несколько дней назад, пока готовилось данное интервью, Маша Рева вошла в шорт-лист международной премии WGSN Global Fashion Awards-2012 в номинации Emerging Designer (Новый дизайнер). 


Все ее работы, от быстрых рисунков-набросков на iPhone до готовых пошитых костюмов, уже имеют узнаваемый и характерный только ей стиль. И вот загадочная вещь - Маша не выставляет живописные полотна в галереях, не создает инсталляции и не проводит перформансы. Она занимается fashion-дизайном. Но все ее работы неизбежно воспринимаются как самостоятельные, и когда смотришь на них, почему-то забываешь о контексте индустрии моды и подиумов. Это как подспудно понимать, что хорошо, а что плохо. То, что порой сложно объяснить, но все видят. Вероятно, вся разница и границы восприятия этой разницы кроются в культурной традиции, подходе к любимому делу и в мироощущении. 

 

Вера Ганжа Маша, расскажи, пожалуйста, как проходило твое детство и о своем, что называется, знакомстве с искусством?

Маша Рева Я росла в семье скульптора и модельера одежды, что естественным образом и положило начало моему интересу. Меня очень захватывал процесс, часто делала себе игрушки из всего подряд, в ход шел разный хлам, меня интересовал сам процесс – сделать что-то из ничего. Конечно, без самодеятельности не обходилось, как-то я расписала паркет в кресты мамиными лаками для ногтей, и стена над моей кроватью была зарисована принцессами шариковой ручкой, с чем все просто смирились. Еще я брала образцы ткани из дедушкиного шкафа с одеждой. Как сейчас помню, что оттягивала его тельняшки, щелкала ножницами и получались дырки, а в руках у меня оставался кружок, потом, конечно, получала за все это.

 

– Чем ты занималась до ВУЗа?

– После школы не знала, куда поступить, и поэтому отправилась на три месяца в Лондон учить английский. Зато как раз там мне и пришла в голову идея заняться дизайном, дизайном не важно чего, мне казалось, что это весело. Я вообще ничего не понимала, приехала и сказала об этом родителям, ну они у меня добрые и не стали возражать, хотя рисовала я тогда просто ужасно. Где-то полгода я готовилась к поступлению – это мне очень помогло, особенно мой преподаватель по рисунку. У него была потрясающая тактика – когда я зашла в аудиторию «вся такая из лондона», с кольцом в носу, он посмотрел на меня и сказал: «Хочешь ходи, хочешь нет, мне вообще все равно». Тогда меня это очень задело, ведь я привыкла, что за мной все бегают и все достается легко, а тут такой поворот. И самое главное, он не брал деньги за занятия, то есть вся ответственность легла на меня. В итоге он дал мне серьезный толчок тем, что заставил переживать за результат.

 

– Что для тебя означает создавать одежду, вещи? Почему, например, твое умение рисовать и любовь к искусству не выплеснулись в каком-нибудь другом проявлении, как ты считаешь?

– Я постоянно отвечаю на этот вопрос одной и той же историей: в 90-е, когда я смотрела рекламу «Баунти», там где падает кокос, а затем разворачиваются все остальные события с шоколадным батончиком, в этот самый момент мне хотелось иметь специальную кнопку на пульте, чтобы нажать ее и из телевизора выдвигался ящик, а там все, что нужно, и баунти в том числе. Если по какой-то случайности «Баунти» оказывалось у меня в руках во время рекламы, я была очень горда собой. На самом деле эта странная история о том, что мне хотелось создавать что-то такое, что можно использовать на практике. У меня в голове невыключающийся режим постоянной трансформации пространства – то есть я смотрю на кресло, и если оно мне не нравится, то в уме я изменяю его линии и придумываю ему дополнительные функции. И так каждый день со всем вокруг.

 

– Как ты себя идентифицируешь, в качестве дизайнера или художника?

– Мне кажется, что я скорее художник, это слово очень важное для меня – я сразу думаю о папе и потом понимаю, что я никакой не художник, а дизайнер.

 

– На обучение в St Martins College ты поехала в результате победы на конкурсе. Проект, который ты подала на конкурс, это была первая самостоятельная работа после ВУЗа? 

– Это была моя дипломная коллекция, которую я сделала как финальный проект на магистратуре.

 

– Как ты считаешь, в чем главная заслуга того, что тебе удалось выйти за рамки локального контекста и быть замеченной?

– Самый важный момент – это просто погрузиться в работу и не ждать что, все будут тебя хвалить, нужно просто работать. Так и было, у меня достаточно амбиций и в университете было получено много опыта, несмотря на массу ненужных предметов, все в сумме и помогло. И еще очень важно почувствовать искреннее волнение, такое чувство, когда знаешь что-то, чего не знает никто, и ты готов ночами просиживать ради этой идеи – это очень возбуждает.

 

– Примерно сколько часов в день ты работаешь и воспринимаешь ли ты это как работу?

– Если я занимаюсь коммерческим проектом – это работа, и если мы делаем сумасшедшую съемку с друзьями – это тоже работа. Время варьируется и зависит от срочности, часто я делаю все в очень сжатые сроки, что подразумевает работу нон-стоп. Я сама организую свое время и, чесно сказать, дается это нелегко.

 

– С оглядкой на тот опыт, который ты уже получила, скажи, в чем принципиальная разница в обучении дизайну здесь и в Европе, а также США?

– Во-первых, различие в культуре, и это идет изнутри, соответственно стиль общения и, конечно, преподавание в Англии, Бельгии, Америке свободнее, как и общество.

Если не углубляться, то я бы отметила свободу восприятия, необремененную комплексами фантазию и открытость ВСЕМУ, всему, что на улицах, в аудиториях и в самих нас. Все вокруг – вдохновение, именно так и учат в Saint Martins. Потом дело стоит за отбором, за тем, как вы будете извлекать, трансформировать и переводить на свой язык то, что видите.

 

–  Поделись своими планами и рассуждениями: хотела бы ты уехать работать за границу, в один из центров индустрии моды, или же остаться в Украине и развивать культуру моды здесь?

– В ближайших планах у меня переезд в Лондон, и сложно прогнозировать, что будет даже через год. Вероятно, я буду использовать ресурсы производства, доступные в Украине в будущем, тут очень много возможностей, буду стараться следить за всеми переменами. Надеюсь, что смогу внести свой вклад в развитие системы, которая сейчас, можно сказать, только строится.

Merging (Слияние), 2012

Merging (Слияние), 2012

 

– Очень интересная серия "Merging". Впечатляет цельность всей задумки и продуманность – от конструирования костюма до окружающего фона, характера модели и самой сьемки. Ты всегда видишь и продумываешь воплощение работы до мельчайших деталей или многое происходит спонтанно?

– Идея зрела в голове долго и мне очень помогло сотрудничество с Юлей Пелипас, она настоящий профессионал, мы очень удачно сработались со всей командой, она нас всех построила и мы сделали результат максимум. Любой проект такого рода – это работа команды людей, я стараюсь найти лучших ребят, с кем мне приятно и весело работать, просто обожаю Таню и Рому (Synchrodogs), кроме всего, мы хорошие друзья и отлично понимаем друг друга. 

Спонтанность присутствует всегда, но чтобы не потеряться в возможностях, нужно ограничить траекторию, вычистить идею.

Merging (Слияние), 2012


– Ты придумываешь новые принты, которые, похоже, выполнены коллажным методом. У меня почему-то ассоциации с подходом Маккуина. Что тебя натолкнуло на создание собственных принтов?

– Все делаю сама, и думаю до Ли мне очень далеко. Хотя, бесспорно, и его влияние отразилось на моих принтах, так как он один из моих любимых дизайнеров.

Я стараюсь экспериментировать, и принты – это как одно из направлений, очень интересных, ведь в них тоже, как и в конструкцию и силуэт, можно заложить концепцию, подтекст, подыгрывающий общей идее.

 

 

– Ты очень много рисуешь, это и fashion-иллюстрации и finger drawing (рисование пальцем на iPhone, планшетах). Это специально для практики или ради развлечения? 

 – Это просто упражнения для руки, мне надо постоянно рисовать, что-то визуализировать – так я тренирую свои чувства и интуицию, это как в спортзал ходить.

 

Портрет Саши Курмаза (Гомера)

 

– Есть ли у тебя ролевая модель, на кого ориентируешься в индустрии моды?

 Мне нравится очень много дизайнеров, но нет самого важного, раньше я обожала Маккуина, но сейчас повзрослела и понимаю, что формула «глубокая идея + шоу» – это не все, что меня может впечатлить и заинтересовать. Существует множество граней, мода – это весело, но очень сложно.

 

– По-твоему, может ли мода стать видом искусства в полной мере? Можно ли отодвинуть на задний план финансовый аспект и заниматься лишь творчеством?

– Конечно, нет, нужно уметь делать синтез, если это требуется. Есть разные способы внедрения в эту страшно конкурентную среду, и пока у меня есть свобода, я ни за что не упущу возможность ей воспользоваться и высказать свои идеи визуальным языком так, чтобы это было понятно без слов и меня не ограничивали коммерческие рамки. Конечно, этот язык будет трансформироваться, потому что я буду расти.

Мода – это бизнес, и несмотря на всю романтику, она состоит из творчества только на 10%.  

 

– Интересно твое мнение о субкультуре хипстеров в их внешний проявлениях. Насколько это еще актуально? Ведь как только что-то становится модным, следственно массовым, оно же из моды сразу и выходит.

– Думаю, что все настолько привыкли и одновременно слились, что это больше неважно. И так происходит всегда, это как размешать сахар в чае.

Мне очень нравится феномен Instagram! Когда смотришь на фото Карла Лагерфельда, сделанное тем же фильтром, что и у тебя на iPhone, можно представить, что он на самом деле просто сосед по лестничной клетке, это как-то удивительно сближает. Теряется идентичность, что, вероятно, выльется в новое направление.

 

– Считаешь ли ты себя хипстером?

– Внешне я подхожу по всем критериям. 

 

 

 

 

 

 

Вера Ганжа

Фотографии: Маша Рева