Мастер "Александрийской эпохи"
"Я не хочу понравиться массам, и не мечтаю о том, чтобы публика от восторга забросала меня чепчиками - я хочу быть по-настоящему свободным в нашем несвободном и меняющемся мире. Мы живем в ситуации, где все очень подвижное, меняются внешние и внутренние концепции личности. Все мировые идеи находятся в процессе, творческий человек подталкивает себя, двигаясь от старого к новому, от умирания к возрождению, от печали к радости. Мой девиз: не старайся сделать новое в искусстве, старайся создать Себя". Так сформулировал свое кредо известный украинский живописец Александр Дубовик
Художник Александр Дубовик
Каждая его картина - интеллектуальный лабиринт, таинственная криптограмма, расшифровать которую под силу только сильному и развитому зрителю. В честь 80-летнего юбилея состоялись персональные выставки живописи Александра Дубовика во Львове и Майнце, киевлянам запомнилась экспозиция в музее Духовных сокровищ Украины, где было показано 51 произведение мастера. Одновременно в рамках выставочного проекта прошла презентация альбома художника "Слова", куда вошли репродукции его лучших живописных произведений, фотографии витражей и мозаик, трактат "Палимпсест", а также философские тексты "Мой Катехизис", "Лестница в пустое небо" и другие тексты – более скромные по объему, но не менее глубокие по содержанию.
Путь к успеху художника, чье творчество французский искусствовед Маркаде охарактеризовал как "Орли взлеты" складывался непросто. Общеизвестно, что в советскую эпоху мыслители, артисты и художники свободного мировоззрения были, как минимум, официально не востребованы. И только с началом перестройки живопись Александра Дубовика стала открытой для залов Союза Художников, затем прошли выставки в музеях современного искусства Нью-Йорка и Чикаго, Франко-Российского Дома в Берр-лез-Альп и парижском арт-центре Пьера Кардена и многих других галереях. Постепенно культурная территория, завоеванная Александром Дубовиком, достигла Западной Европы и Америки.
Посещая наиболее интересные фестивали, аукционы и биеннале, художник довольно сурово оценивает качественный уровень мирового искусства, пытаясь выйти за пределы менталитета родной страны, долгое время закрытой для любых экспериментов в области современного искусства. Характерно, что вместе с тем, Дубовик иногда отказывается от своего участия в престижных зарубежных проектах, отдавая предпочтение украинским музеям, яркий пример тому - недавний отказ от выставки в США и открытие выставки во Львове.
Битва
Елена Шапиро Как возникла идея показать свои работы во львовском Музее имени Шептицкого?
Александр Дубовик Прежде всего, Львов - красивое место, украинский Париж, я очень люблю улочки и уютные кафе старого города, и был искренне рад оказаться во Львове снова, в связи со своей выставкой. Собственно, инициатором этого проекта стал мой давний знакомый Роман Грицевич, представитель мэрии Львова, его идею поддержали директор Музея Шептицкого Игорь Кожан и кандидат искусствоведения Богдан Мисюгой. На презентации звучала прекрасная музыка в исполнении квартета "Мистрель", проректор Национальной Академии Искусств сказал много теплых слов в мой адрес. Сама же экспозиция включала те картины, которые я показывал на своей персональной выставке в Музее Духовного наследия в Киеве, это масляная живопись и темперные работы. Теперь, после того как прошел ряд выставок в разных городах в честь моего юбилея, мучительный выставочный марафон наконец закончен, и я снова иду в свой свободный творческий полет.
- Все эксперты сходятся в том, что ваше творчество является уникальным, у вас нет учеников и последователей. Что, на ваш взгляд, позволяет художнику состояться по-настоящему?
- Для творчества важны две тенденции - те изменения, которые происходят в обществе и искусстве, то есть внешний фактор, и личные мотивы, т.е. фактор внутренний. На стыке этих тенденций растет и формируется творческая личность. Если почитать биографии великих мастеров - всегда было так, потому что в спокойные времена шедевры не рождаются. То, что я делаю сегодня как живописец и автор текстов - мой ответ миру. Это моя реакция на ситуацию в нынешнем украинском искусстве, мое противостояние ей.
- Ситуацию в современном искусстве вы воспринимаете как апокалиптическую или есть надежда на возрождение?
- Все процессы в искусстве имеют циклический характер, еще в Византии во времена так называемой Александрийской эпохи интеллектуалы говорили о том, что искусство себя исчерпало. Их предшественники все сделали настолько совершенно, что добавить к этому уже нечего, можно только повторяться до бесконечности ... Но таких Александрийских эпох в истории искусства немало. Когда римская эпоха была на взлете, поэты писали цинтоны, где воссоединены различные цитаты воедино, и как раз этот специфический союз и был чем-то новым. По сути, Александрийская эпоха - это эпоха возвращения и цитатности. Блок в начале 20 века писал о том, что все возможности поэзии исчерпаны, он считал это трагедия и конец, видел в этом что-то ужасное. Я смотрю на эту тенденцию по-другому. Важен не тот факт, что до вас кто-то делал подобное, важно уничтожить рабский дух плагиатора и мыслить очень индивидуально, найти свой неповторимый подход - вот в чем авторство
Любовь
- Вы за индивидуализм в искусстве. А по каким критериям, на ваш взгляд, современному зрителю можно отличить массовое от индивидуального?
- В первую очередь, индивидуальный подход к творчеству создает вокруг предмета искусства какую-то Ауру. И, к сожалению, эта же аура произведения имеет тенденцию исчезать, если не относиться к ней бережно. Исчез особый подход - и сразу же исчезло произведение, которое несет в себе заряд личности. В эту неповторимую ауру "утоплен" весь процесс творчества конкретного человека, а также и то время, когда оно создавалось. Когда произведение перестает быть сакральным, то есть закрытым, теряется его исключительность. Аура - это нечто, что придает ценность произведению искусства. Сейчас инсталляции, перформансы, акции, и многое из того, что есть на выставках контемпорари арт - рассчитаны именно на массовость. Более того, эти произведения фактически анонимные. Когда я вижу другую выставку, например, "Одинокого ковбоя" японского художника у Пинчука, я сразу же вспоминаю слова Иоанна Дамаскина, который говорил, что надо прятать искусство от народа. Иначе же получается пошлость. В искусстве есть масса нюансов, которые нельзя объяснить, для их точного восприятия требуется "внутреннее око". Качественное искусство требует подготовки, оно должно быть направлено на небольшой круг, иначе теряется ценность и целостность
- Ваш взгляд на низкокачественное искусство, расзкрученное с помощью пиара.
- Я вспоминаю перформанс на международной биеннале, когда некий находчивый художник резал себя бритвой. Впрочем, резал очень умело - избегая жизненно важных артерий, и особенно детородного органа, а я смотрел на него и думал: ну, отрежь и это тоже, и больше таких, как ты, не родится ... Так, можно забить гвоздь себе в голову и достичь цели - интереса к себе, или можно воссоздать объект в таком масштабе, чтобы шарахнуть по мозгам, но это эффект мгновенного шока вряд ли по-настоящему ценен.
В моих картинах даже формат небольшой, он рассчитан на размер небольшой комнаты, а не зал, то есть - это картина, с которой можно жить. И она рассчитана на индивидуальное восприятие, это диалог. Способ восприятия человека такой, что живопись воздействует на нас, даже когда мы видим ее много лет и уже привыкли к определенной картине, однако она все равно влияет на нас подсознательно. Поэтому я хочу искреннего диалога и неподдельного интереса, я не хочу создавать мертвое искусство. Нужно взять из своего времени только лучшее, и рассказать об этом зрителю так, чтобы он мог пережить твое творчество по-своему. Александрийская эпоха должна быть переосмыслением и вливанием свежей крови, это как колода карт, которую можно тасовать бесконечно. Но настоящий Мастер выбирает свою карту случайно.
- Давайте представим себе ситуацию, что вы родились на полвека позже, и закончили художественный вуз, например, в 2000-е годы. Если вы формировались в современной среде, каким вы себя видите?
- Да нет никакой разницы. Вы измеряете ситуацию на годы, а я говорю о сути индивидуума - и годы здесь не имеют значения ... То, что происходит сейчас на украинских выставках, было во всем мире и тридцать лет назад, просто до нас не доходило в силу идеологии, железного занавеса и нашей общей культурной отсталости от цивилизованного мира ... С 1990-х я стал активно ездить по миру и видел эти выставки, я продолжаю посещать их и сейчас, поэтому заходя в Мыстецкий Арсенал или в Пинчук Арт Центр в Киеве, я чувствую, что давно переполнен всем этим, и очень устал.
- Значит, по вашему мнению, инсталляции и перформансы - это массово и неинтересно?
- Я бы не стал так обобщать, видите ли, в мире существует все что угодно, есть и очень индивидуальные установки, правда очень редко ... Если бы я родился на пятьдесят-шестьдесят лет позже, и был бы сейчас начинающим художником, я бы технически искал другую нишу. Вот недавно мы говорили с одним знакомым классическим музыкантом о том, что Бах каждую неделю писал новое произведение, и при этом ни разу не повторялся, как же он мог так творить? Ведь человек по своей природе исчерпаем, а все дело в том, что нельзя делать новое искусство, можно делать себя. Вот, например, француз Пьер Сулаж работал только черным цветом, но он нашел свое личное видение, и теперь его уже не спутаешь ни с кем. Впрочем, здесь следует сделать оговорку и уточнить важную вещь - чтобы найти свою маленькую нишу, где тебе уютно и ничего не давит, нужно очень много работать - перелопатить массу информации и отбросить все лишнее. Я уже говорил о том, что идеи находятся в движении, создатель вынужден подталкивать себя к новому, даже если живет в Александрийскую эпоху.
- Сейчас очень модна тема Апокалипсиса - мы переживаем 2012 год, который обещает конец света, и многие арт-события приурочены к этой теме ... Что для вас Апокалипсис?
- Апокалипсис - это мое личное ощущение абсолютной беззащитности в большом мире вокруг меня ... Истины, как известно, не существует, хотя, в идеале Истина и Красота являются синонимами ... У меня космический взгляд - я вижу землян с высоты, а это совсем другая оптика. На Земле, на мой взгляд, ускоряется процесс гибели, и наверняка, следующего тысячелетия уже не будет. Зная нашу экологию, социальные и разного рода другие проблемы, я думаю, что планете осталось пару сотен лет, и на этом все закончится. Если же говорить об искусстве - украинская культура очень апокалиптическая, хорошие художники испаряются как дым, и никто о них не вспомнит через пару лет или десятилетий ... уже сейчас о многих мастерах старшего поколения не вспоминают. Но апокалиптичность дает мне особое чувство свободы, я делаю только то, что хочу, и меня это устраивает.
Источником творчества Александра Дубовика является предчувствие катастрофы цивилизации и попытка найти альтернативу, а также драма отсутствии полноценного диалога между людьми. В противовес нестабильности мира, Мастер использует в своей живописи фундаментальный квадрат, как символ основы мироздания, вечности и Вселенной. Разум воплощают метафизические существа - образы сконцентрированной энергии, которые полностью заменили человека в его физическом виде. Эти "сущности" возникли в полотнах мастера еще в 60-х годах как один из вариантов портрета, пунктир их возникновения давно исследован, это уже стало аксиомой: обобщенный силуэт головы человека (часто на фоне неба или окна) превратился в так называемую голову-букет, затем трансформируется в чистую "сущность". Как наглядный пример этого принципа, достаточно представить себе "Ночной дозор" Рембрандта, где вместо привычных персонажей со всеми атрибутами показана только энергия: суть каждого в абстрактной форме. Рассматривая картины Александра Дубовика, принимая участие в "Битвах" и "Диалогах", зритель глубже раскрывает суть своего собственного мировосприятия, открывая свои собственные темные глубины и светлые озарения.
Елена Шапиро