Мавзолей Джеймса Мейса

10 сентября в Староакадемическом корпусе Киево-Могилянской академии состоялось открытие мемориального кабинета музея Джеймса Мейса, который занял помещение бывшего Центра современного искусства. Такая "ротация" вызвала значительные протесты со стороны студентов, преподавателей, художников и сотрудников центра, которые убеждены, что превращение галерейного пространства, в котором всегда велась напряженная культурная жизнь, в своего рода "мавзолей" американского историка - это признак тех негативных процессов, которые развиваются сейчас в НаУКМА.

Представляем Вам статью Алексея Радинского о судьбе Центра современного искусства и месте современного искусства в современном университете на примере Киево-Могилянской академии

 

 

В сентябре этого года в галереях бывшего Центра современного искусства при НаУКМА была установлена удивительная инсталляция. Даже публика, закаленная показами радикального искусства в бывшем ЦСМ, могла быть шокирована безапелляционностью авторов этого произведения, что отныне занимает «левое крыло» галерейных помещений. Инсталляция выполнена в технике смешанных медиа: письменный стол, ваза с пятью деревянными колосками, несколько свечей, книжные полки со странной смесью марксистской литературы и антисоветской пропаганды. Венчает этот набор фотография историка Джеймса Мейса, который невозмутимо взирает печальное зрелище под названием мемориального кабинета его имени.

Создателям этого кабинета вряд ли мог прийти в голову тот очевидный факт, что любой предмет, расположенный в помещении, которое на протяжении многих лет формировало представления публики о современном искусстве, непременно будет прочитано как стихийное художественное произведение, независимо от интенции его авторов. Вряд ли авторы этой стихийной инсталляции думали о том, уместно ли пытаться увековечить память американского историка таким китчевым образом, вне хорошего или скверного вкуса. И, пожалуй, вряд ли новоиспеченных художников-инсталляторов интересовало, утешила бы Джеймса Мейса на том свете известие о том, что его мемориальный кабинет оборудован в месте, где еще несколько месяцев назад велась активная творческая и интеллектуальная жизнь, теперь ставшая невозможной из-за размещения мемориального кабинета, который целомудренно прикрывает варварское использование галерейных помещений в качестве очередного книгохранилища.

Сегодня это помещение все больше напоминает место отправления религиозного культа, чьи последователи искренне верят, что дух Джеймса Мейса ночами приходит в свой кабинет, садится за стол, включает лампу, берет с полки томик Маркса и начинает рассуждать, в каком же из его постулатов была заложена неизбежность геноцида украинской нации. Не секрет, что анонимные авторы мемориального кабинета Мейса, организованного Научной библиотекой НаУКМА, откровенно рассматривают галереи бывшего ЦСМ как «сакральное пространство», из которого любой ценой надо изгнать дух профанного современного искусства. Между тем эти галереи настолько мощно обозначены художественным контекстом, что каждая попытка клерикализации или коммерциализации этого пространства непременно читаются как определенного рода художественный жест. Каждый такой жест - приобретает ли он формат выставки, или, скорее, стихийного выражения - является воплощением определенных процессов, материализующихся в «белом кубе» галереи. Поэтому постараемся проинтерпретировать «Кабинет Джеймса Мейса» как художественный объект, представляющей нынешнюю ситуацию Киево-Могилянской академии.

Первое и наиболее очевидное обстоятельство, о котором свидетельствует появление кабинета Мейса - это непрерывная фетишизация истории, причем в ее идеологизированной версии, сопровождающаяся подчеркнутым отвращением и презрением к современности. Во время дискуссий о будущем галерейных помещений Староакадемического корпуса, которые начались после скандального изгнания ЦСМ, было озвучено предложение «возродить» в этих помещениях церковно-археологический музей, который существовал здесь сто лет назад. Это предложение можно было бы воспринимать как плохую шутку, если бы она не исходила от директора Научной библиотеки, которая по совместительству является вице-президентом НаУКМА по информационному обеспечению. Очевидно, музей призраков прошлого - это именно то, чего больше всего нуждается современный университет. Конечно же, этому музею не найти лучшего места, чем галереи, где до недавнего выставлялось инновационные современное искусство.

Второе обстоятельство, которое сделало очевидным открытие кабинета Мейса - это неожиданная глубина консервативной пропасти, в которую погружается Киево-Могилянская академия. Еще несколько лет назад вопрос о ликвидации Центра современного искусства при НаУКМА звучал как странная идея радикально настроенных университетских клерикалов, ответ на которую была простой: «Как можно представить себе современный университет без центра современного искусства?» Необходимость сохранения этого института была очевидной не только для сообщества ее постоянных посетителей, но и для администрации, которая понимала, какой удар по имиджу Академии нанесет изгнание ЦСМ. В конце 2008-го года инициатива по сохранению ЦСМ оформилась в отдельную структуру - Центр визуальной культуры, который был задуман как звено, которое соединило бы художественный и академический контексты. Как оказалось, для администрации НаУКМА это был лишь маневр, направленный на уменьшение репутационного риска в случае немедленного изгнания ЦСМ. Всего лишь через год, когда внимание масс-медиа к проблеме ЦСМ иссякло, этой институции указали на дверь. Буквально на следующий день на те же двери указали и Центру визуальной культуры, впрочем, без особого успеха.

Наконец, третий факт, чьим символическим воплощением является появление мавзолея Джеймса Мейса в галерее современного искусства - это абсурдная раздробленность и патологическая конфликтность организаций, которые два года назад взяли на себя ответственность за будущее галерейного помещения. Лицемерные призывы к «объединению», «солидарности» и «революционной борьбе» лишь маскируют неспособность к настоящей солидаризации перед лицом общей опасности. Непрерывные поиски внутренних «врагов», которые делают невозможным борьбу с реальным соперником, приводят к ситуации «троцкистского пирога», когда фактические единомышленники погружаются в фракционную борьбу и практически уничтожают друг друга.

Мавзолей Джеймса Мейса в Староакадемическом корпусе НаУКМА установлен с прицелом на вечность. Но время течет, и борьба продолжается. Приближается реконструкция Староакадемического корпуса, что позволит поставить вопрос о том, кому принадлежит это пространство: студентам, преподавателям, исследователям и художникам - или клерикалам и исполнителям идеологических заказов. Так или иначе, позорную инсталляцию, порочащую не только память о Джеймсе Мейсе, но и имя Киево-Могилянской академии, должна быть устранена как можно быстрее.