«Медленная» биеннале в Шардже
Специальный корреспондент ART UKRAINE побывала на главной художественной биеннале арабского мира.
Арабские Эмираты благодаря мудрости одного из своих самых выдающихся правителей – шейха Заида Бен Султана Аль-Нахайана, который утвердил политику, направленную на укрепление благосостояния населения, вот уже три десятка лет не перестают удивлять мир своим стремительным и логичным (а, может, наоборот, нелогичным, таким непохожим на путь других ближневосточных стран) развитием.
Второй год подряд, приезжая на одну из молодых арт-ярмарок мира, все больше убеждаюсь в том, что уровень организации и проведения культурных мероприятий, связанных с презентацией и реализацией современного актуального искусства в этой стране, один из самых высоких в мире. Ничего удивительного – имея деньги, ОАЭ финансируют фестивали contemporary art, прислушиваясь к советам англичан и других иностранных специалистов, обладающих огромным опытом и безупречным вкусом.
Побывав на ярмарке современного искусства «Арт Дубаи», невозможно было не воспользоваться приглашением посетить Биеннале в Шардже, которая находится всего в получасе езды от Дубая и считается культурной столицей ОАЭ.
Город показался мне не таким современным, менее ухоженным и не столь безопасным, как Дубай. И все же, именно в Шардже находится Музей исламского искусства, знаменитый своим сверхсовременным дизайном. Автоматические двери и интерактивные панели в интерьере экспозиций очень контрастируют с древними предметами быта и утвари, создавая незабываемое впечатление и стиль. Здесь же находится самая большая мечеть в стране – подарок короля Саудовской Аравии, вмещающая 3 тысячи молящихся одновременно. А в других мечетях и библиотеках хранятся бесценные свитки. Все это в Шардже окружено песчаными пляжами и красными дюнами, зелеными оазисами и скалистыми берегами Оманского залива…
Десятая юбилейная Биеннале носит название «Plot for a Biennal». Это название воплощает в себе идею обращения к фильму, имеющему свой собственный сюжет, характеры и мотивы. Одно из наиболее важных художественных мероприятий в арабском мире открылось 16 марта 2011 г. под патронатом шейха Султана Бен Мухаммеда Аль-Касими, который носит звание доктора и является членом Верховного совета ОАЭ и шейха Хур Аль-Касими – президента фонда искусств Шарджи. Выставка продлится два месяца – до 16 мая 2011 года.
Кураторами Биеннале на этот раз выступили Раша Салти и Хэй Айвазян, а также Сьюзан Котер – руководитель проекта «Музей Гуггенхайма в Абу-Даби». В программе обширной выставки – новые работы современных художников, режиссеров, писателей и перформеров со всего ближневосточного региона и других стран.
Первая биеннале в Шардже прошла в 1993 году. С того времени эмират расширил культурную поддержку и покровительство на Ближнем Востоке, чему содействовало создание Sharjah Art Fundation.
В биеннале принимают участие художники 40 национальностей, а ключевая информация была подана не только на английском и арабском, но и на хинди и урду. Шарджская Биеннале всегда являлась частью образовательной программы правительства ОАЭ, на нее выделяется финансирование в размере почти $5 млн. С 2003 года, когда появились кураторские проекты, в том числе кино- и видео-, Биеннале вышла за рамки национальных павильонов.
Итак, Биеннале длится восемь недель, в ней принимают участие шестьдесят пять художников, а у руля находятся женщины. Выставка кипит – ведутся переговоры, готовятся публикации, проводятся выступления, эксклюзивные музыкальные и кинопрограммы, танцевальные представления. Организаторы предложили участникам для разработки в проектах ключевые темы: «Предательство», «Необходимость», «Продажность», «Измена», «Восстание», «Присоединение», «Бунт», «Перевод» и «Преданность». Не могу сказать, что увидела полноценное воплощение этих тем, но в свете последних мировых политических событий эти концепции будто предвосхитили вспышку мятежей и революций в арабских странах. Посудите сами:
Дорога в художественный музей Шарджи, где был представлен раздел изобразительного искусства в рамках Биеннале
Пакистанский художник Имран Куреши нарисовал эту серию портретов, когда осознал, что после взрывов в Нью-Йорке 11 сентября мир стал настаивать на сегрегации (разделении по определенным признакам) верующих людей. Одна из форм этой сегрегации, которую он отобразил в своих работах, затрагивает различия в выборе одежды или деятельности. Например, Имран Куреши отмечает, что верующего человека, на котором надеты камуфляжные носки, воспринимают как личность, представляющую опасность (усматривают в нем агрессора, террориста). А вот если такие носки видят на другом, вполне светском персонаже, это считается просто данью моде. Автор бросает вызов предвзятым суждениям, живущим в обществе, и усложняет традиции творения искусства. В частности, он акцентирует внимание на воспринимаемом несоответствии своей миниатюрной графики и современного искусства
Проект Атфаля Ахдата «Укажите мне путь, хочу воссоздать воспоминания», выполнен по заказу Фонда искусств Шарджи. Художник использовал фотографию, видео, мультимедиа и звуковой фон крайне резкого звучания, который словно собирает внимание зрителя, активизируя его у работ. В каждом из фрагментов мы видим портреты художников, снятые в студиях Бейрута, Дамаска, Каира и Шарджи. Художник обращается к популярной в современном мире теме самоидентификации. На мой взгляд, художник споткнулся о собственное малоинтересное решение этой темы, идентифицируя личности достаточно банально: с помощью коллажей и изображений одежды, которое сильно снижает ее звучание
Еще один проект, выполненный по заказу фонда искусств Шаржи Джоаной Хаджитомас и Халиль Джорей «Ливанское ракетное сообщество: элементы монумента». Экспозиция посвящена экспериментальной программе, начатой в 1960-х годах в Ливане группой студентов армянского университета им. Айзакина под руководством профессора математики Манука Манукяна. Ракеты были разработаны и запущены с целью изучения и исследования космоса. Постепенно программа приобрела широкий размах, к ней присоединились другие исследователи. Ливанская армия могла следить за перспективными проектами, так появилось «Ливанское ракетное сообщество». Эксперимент носил научный характер и ставил перед собой исследовательские задачи, но внезапно был закрыт в 1967 году. Художники с помощью документов, материалов архивов воссоздают события и наравне с искусственной постановкой раскрывают детали истории и создают своеобразный живописный полиптих – монумент. Вдохновением для него служит «Кедр 4», трехъярусная ракета, запущенная в 1963 году и ставшая символическим контрапунктом в истории «Ливанского ракетного сообщества».
Фотограф Ибтисам Абдулазиз также работал по заказу Фонда искусств Шарджи. Проект «Женские круги» состоит из двадцати фотографий на алюминии. Художник работал над серией вместе с танцовщицей, совершающей ряд движений. Он запечатлел каждое из них в виде последовательной подборки застывших мгновений. Ибтисам Абдулазиз исследует системы передачи информации в виде последовательного перехода из одной формы в другую. Слово «круг» в названии служит метафорой для описания состояния женщины во время движения, а также формы, которую чертят эти движения в воздухе
Зияд Даллул считается одним из наиболее состоявшихся арабских художников и знаменит благодаря своим эффектным гравюрам. В данном случае он обратился к живописи. Зиад разграничивает французское понятие «natures mortes» и его английское обозначение «still lifes» и считает, что пишет не мертвую природу, а запечатлевает жизнь. Художник меняет масштаб и представляет инертные предметы в новом измерении, совсем не свойственном их реальной жизни. Глубина и проекция достигаются посредством наложения слоев: от густого темного до почти прозрачного, на котором предметы выглядят размытыми. Такая «земельная» палитра является для автора духовным воплощением мыслей о прошлом и настоящем, восходя к его личным воспоминаниям о местах в Сирии и Алжире, где он провел свое детство. Эта серия работ предоставлена сирийской галереей «Атасси»
На биеннальной выставке в Шардже царит глубокое, почти торжественное настроение созерцания и замедленного времени. В ней нет ничего показательно ультрасовременного, эпатажного, ничего модного или напоминающего аттракцион, к чему мы уже привыкли на Западе. Художники Ближнего Востока верны себе – они вдумчивы, немногословны, сдержаны в эмоциях, глубоки в размышлениях и очень выразительны в своих высказываниях.