Михаил Рашковецкий: «Слово «биеннале» не утратило магической притягательности ни для художников, ни для зрителей»
В этом году кураторами Одесской биеннале выступили Михаил Рашковецкий и Мирослав Кульчицкий, разработавшие концепцию фестиваля. Основной проект биеннале называется «Самоуправление: культурная эволюция vs революция». По их мнению, проблематика самоуправления проникает во все сферы нашей жизни, именно поэтому художников призвали выйти за рафинированные рамки искусства и ответить на этот вызов. Среди участников – как молодые, так и признанные деятели искусства; как украинцы, так и гости из других стран.
Наталья Сергийченко Скажите, а зачем сейчас устраивать биеннале в Одессе, когда только ленивый не критикует такую форму представления искусства?
Михаил Рашковецкий В Одессе никто не критикует биеннале. У нас вообще не существует художественной критики. Разве что телепрограмма Уты Кильтер, но она в большей степени носит просветительский, ознакомительный характер. Кроме того, биеннале все равно проводятся, в том числе и в нашем городе. Само это слово не утратило магической притягательности ни для художников, ни для зрителей.
Apl315
- Хорошо, тогда спросим по-другому. Почему вы согласились выступить в роли куратора Одесской биеннале?
- Организатором всей биеннале является Музей современного искусства Одессы во главе с Семеном Кантором. МСИО проводит художественное событие под таким названием уже в третий раз. В этом году нам с Мирославом Кульчицким предложили выступить в роли сокураторов основного проекта биеннале. И мы согласились, потому что хотели представить свое мнение о том, каким должен быть достаточно представительный форум современного искусства. Мы считаем такое высказывание более конструктивным, чем критика того, что было раньше.
Василий Цаголов. Банкир
- С чего, по-вашему, начинается биеннале?
- Давайте говорить о ее основном проекте «Самоуправление: культурная эволюция vs революция», потому что в рамках параллельной программы Одесской биеннале современного искусства реализуется и ряд других событий, курированием которых мы не занимаемся.
Проект начинается с идеи. Мы довольно долго работали над концепцией, где был бы сформулирован круг проблем, в наибольшей степени интересующий нас, а с другой стороны – достаточно актуальный, для того, чтобы заинтересовать художников, которых мы хотели привлечь к участию. Проблематика самоуправления показалась нам наиболее оптимальной в этом отношении.
Дан Перьйовши и Мирослав Кульчицкий
- Но это же не художественная проблема?
- Ваш вопрос подтверждает актуальность очерченной проблематики в одном из ее аспектов. Особенно это ощущается в нашей стране, и особенно - в нашем городе. Создается впечатление, что искусству предлагается занять свое место в некой резервации. Даже в названиях институций или в рубриках СМИ можно заметить такую охранительную тенденцию: «культура и туризм», «шоу-бизнес и культура». Однако мы считаем, что искусство никогда не замыкалось только на внутрихудожественной проблематике. А сейчас этот выход за собственные пределы, на наш взгляд, искусству просто необходим.
Мирослав Кульчицкий. Доу Джонс в детстве
- Удалось ли вам добиться цели, в смысле привлечения к участию интересующих вас авторов?
- Да. Конечно, не все художники, в том числе и одесские, которых мы хотели бы видеть в качестве участников этого проекта, ими стали. Но общий состав авторов достаточно представителен. Это и молодежь, и уже давно признанные в мире художники. Проект с полным правом может называться международным: среди участников – представители 12-ти стран. Но главное, большинство авторов попытались предложить свои ответы на вопросы, поставленные в концепции, а не просто «отметиться» в очередном событии с маркировкой «биеннале».
Николай Маценко. Нацпром. 2013
- Насколько, на ваш взгляд, удовлетворительны такие ответы?
- Мне сложно ответить на этот вопрос, проект еще не открылся. Его результат не является арифметической суммой отдельных работ, более или менее удачных художественных рефлексий и высказываний конкретных участников. В данном случае результирующими становятся взаимосвязи и контраверсии в полилоге, многоголосии. Но сам факт того, что этот проект состоялся, а в этом мы не сомневаемся, уже является одним из позитивных ответов на поставленные нами вопросы. Когда писалась и обнародовалась концепция, бюджет проекта был минимальным. Он остался крайне недостаточным для события такого масштаба и после поддержки со стороны фонда «Развитие Украины» и ряда одесских институций. Реализация такого проекта стала возможной, в первую очередь, благодаря солидарности и взаимовыручке всех его участников. Не ради гонораров, не ради престижа. Вероятно, это и является одной из желаемых форм самоуправления.
Александр Ройтбурд. Дары волхвов
- Насколько этот проект сопоставим с прежними крупными художественными событиями в Одессе? В СМИ упоминались «Салоны Издебского», фестивали «Свободная зона» 90-х?
- Я не принимал участие в организации «Салонов Издебского» 1909-1910-х, мне сложно сравнивать. Что касается «Свободной зоны» 1994 года, то по масштабам это действительно сопоставимые проекты. Но по международному представительству нынешняя биеннале гораздо шире. Кроме того, в 94-м среди художников еще не был в ходу термин «райдер», и в этом отношении все было гораздо проще. Основной проект «Свободной зоны» 98-го года носил название «Академия холода» и обозначал финал определенного периода в одесском и не только одесском современном искусстве. Надеемся, что сейчас будет погорячее. Достаточно крупный проект «Рестарт», организованный Анатолием Дымчуком в самом конце 2000-х, все-таки предполагал в своей основе «галерейный принцип»: презентация «топовых» украинских художников. В нашем проекте не это главное.
РАГ
- Можете ли вы перечислить «звезд» украинского и зарубежного современного искусства, которые принимают участие в вашем проекте?
- Термин «звезды» из того же лексикона, что и «райдер». Конечно, в списке участников есть художники более известные и менее известные. Есть работы посильнее и послабее. Но повторюсь, мы избегаем понятийной системы, выработанной арт-рынком.
Р.Э.П.+. Октябрьский проект
- Не совсем понятно, в каком отношении спецпроекты соотносятся с основным проектом биеннале…
- В call for proposals мы предложили подавать заявки не только на отдельные работы, но и предлагать кураторские проекты. Из возможных вариантов мы выбрали два – проект «слабость» куратора Максима Ковальчука и проект «Бактерия» под кураторством Олексы Манна. Мы как сокураторы основного проекта отвечаем за такой отбор, но непосредственную ответственность за сами спецпроекты несут уже их кураторы.
- Можете ли вы коротко сформулировать то направление, в котором должно развиваться искомое самоуправление и его отражение в искусстве?
- Вряд ли. Это одна из самых сложных проблем, и не только сегодняшнего дня. Уверен лишь в том, что нельзя делить эту проблему на сегменты и строить их иерархию. Ну, к примеру, стратегически отдавать приоритет политическому аспекту и забывать о личностном, семейном, о самоуправлении малых групп и т.п. Все находится во взаимосвязи, и двигаться необходимо одновременно во всех направлениях. Это сложно, некоторые скажут – даже невозможно, но таково «бремя человека». Не вижу других альтернатив. Ведь искусство – это не только и не столько отражение, сколько системообразующий фактор, позволяющий соединять в некую целостность самые различные феномены, в отличие от политики или экономики, которые занимаются частностями.