Михаил Палинчак: «Абстракция в фотографии — недостижимый абсолют»
15 декабря в Музее современного искусства Одессы состоялось открытие выставки фотографа Михаила Палинчака «Неабстрактное искусство». ArtUkraine поговорил с автором проекта об интересных музеях, современном искусстве и абстрактной фотографии.
Это ваша первая персональная выставка в институции связанной с современным искусством?
Первая — персональная. Но ранее частично работы из этой серии участвовали в групповых показах в Киеве в центре современного искусства M17 и в Ужгороде в галерее ILKO.
Выставка в музее для человека не из профессиональной среды может показаться чем-то сложным и далеким. Каково ваше отношение к музеям? Вы посещали известные современные музеи мира?
Так повелось, что в нашем обществе, при упоминание музея на ум приходят бабушки-смотрительницы, запах нафталина, пустые залы наполненные старыми картинами. Но в мире есть множество ярких примеров когда Музей это интересно, познавательно и увлекательно для любого возраста. MoMA или Музей Гугенхайма в Нью-Йорке, Помпиду и Лувр в Париже и даже в Украине например PinchukArtCentre или Музей современного искусства Одессы. Эти институции, на мой взгляд, стоят на передовой культурных процессов своих стран и мира в целом. Тем престижней и волнительней для любого автора показать свою работу в любом из этих музеев.
Михаил Палинчак. Из проекта «Неабстрактное искусство»
Все изображения предоставлены организаторами
Расскажите немного о серии представленной в музее. Какие фотографии вошли в выставку «неабстрактное искусство», что их объединяет, какова география съемок данного проекта?
На выставке представлено 24 фотографии из серий Метафизика и Асбтракции снятые в разный период и разных местах. География совершенно не читается на большинстве снимков и не имеет какого то ключевого значения для серии. Хотя могу упомянуть, что большинство работ были сняты в Украине (Киев, Одесса, Ужгород и даже один снимок из Припяти), а так же есть один снимок из Грузии и один из США. Объединил работы вместе в представленную экспозицию куратор выставки — Дмитрий Богачук.
По какому принципу происходила развеска работ? Мы видели очень нестандартные решения, где некоторые висели на уровне ног, другие друг напротив друга на маленьком участке стены.
Это больше вопрос к Диме Богачуку куратору выставки (смеется). А если серьезно, то было заранее, еще в Киеве, приготовленное решение от которого мы отошли уже приехав на место и заново переосмислив выставочное пространство. Все-таки во многом именно само пространство, освещение в нем, диктует размещение работ. Так же больше спасибо куратору Екатерине Радченко которая нам помогала своими советами.
Михаил Палинчак. Из проекта «Неабстрактное искусство»
Михаил Палинчак. Из проекта «Неабстрактное искусство»
Расскажите несколько слов о вашем понимании современного искусства, и как фотография вписывается в него?
Ошибочно считать, что все, что сделанно сейчас или в этом десятилетии является современным искусством. Более того, я считаю, что малая доля из того, что создается сейчас можно отнести под понятие “соврменное”. Ведь современное искусство подразумевает под собой не табличку с датой когда произведение было создано, а язык на котором говорит автор, актуальность темы которую затрагивает и т.д. Фотография это один из медиумов в современном искусстве. Кто то использует ее больше в своей практике, кто то меньше.
Михаил Палинчак. Из проекта «Неабстрактное искусство»
Михаил Палинчак. Из проекта «Неабстрактное искусство»
Вы являетесь организатором группы уличных фотографов, какова цель группы?
Да, одним из. Группа была сначала создана как площадка для общения друзей и единомышленников. В 90-х были популярны Квартирники. Сейчас открытие и закрытые группы на Фейсбуке (смеется). Однако очень быстро группа выросла из междусобойчика и превратилась в одну из самых больших и активных украинских групп посвященных фотографии. И на данный момент ее цель это популяризации жанра уличной фотографии в Украине и повышения уровня фотографий этого направления.
В одном из интервью вы говорите, что получили большое влияние Сола Ляйтера и Уильяма Эгглстона. А ваши фотографии на выставке отсылают как раз не к фотографам, а больше к абстрактным художникам, творчество которых и оказало влияние на Ляйтера и Эгглстона. Вы не находите в этом иронию? И название выставки тоже иронично: по сути, фотография напоминает абстракцию, но таковой не является.
Данная серия работ скорее была создана под влиянием творчества Слюсарева и его учеников, например, Дмитрий Музалев. Которые все работают, каждый по-своему, в направлении Метафизической фотографии. Мои же работы это смесь метафизической фотографии и абстрактной фотографии и живописи. Где-то в фотографиях больше проявляется натура, а где-то предметы практически полностью утрачивают свое иконическое значения. Абстракция в фотографии это такой недостижимый абсолют которого пытаешься достичь, но он всегда ускользает от тебя. Ведь в отличии от живописи, фотографии всегда обречена соприкасаться с объективной окружающей реальность.
Михаил Палинчак. Из проекта «Неабстрактное искусство»
Вы видите развитие данной серии в дальнейшем? И какие новые проекты вы готовите сейчас?
Кто знает. Это не проект в современном понимании данного термина. Количество работ не чем не ограничено, и я в любой момент могу добавить свежие работы в серию или новую выставку. Или найти что-то забытое в архиве.
Напомним, что персональная выставка Михаила Палинчака продлиться до 28 января 2018 года в городе Одесса, в Музее Современного искусства Одессы, ул. Белинского, 5.
Михаил Палинчак
Фото: opinion.biz.ua
Выставка Михаила Палинчака «Неабстрактное искусство» в Музее современного искусства Одессы
Выставка Михаила Палинчака «Неабстрактное искусство» в Музее современного искусства Одессы