Мир текстиля Анни Альберс в Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen

Полгода назад я читала лекцию для Европейской школы дизайна о женщинах-художницах в ХХ веке. Одной из героинь моей лекции была Анни Альберс. И вот я уже стою в залах музея Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen в Дюссельдорфе (Германия), на ретроспективной выставке этой выдающейся во всех отношениях художницы прошедшего столетия. Об уникальном авторе, дизайнере, увлеченной исследовательнице тканей далее в ART UKRAINE.

 

Анни Альберс родилась в Берлине в семье богатого владельца мебельной фабрики и наследницы издательского немецкого дома. По традиции тех времен, ее ждала судьба послушной жены обеспеченного мужчины, но творческий порыв и революционный характер нарушили планы семьи. Отец согласился отдать дочь в Школу прикладных искусств (Kunstgewerbeschule), в которой она тоже не прижилась из-за своей страсти к экспериментам. В 1921 году девушка бросает традиционную учебу и поступает в Баухауз. Но в таком прогрессивном, как это принято считать, учебном заведении по мнению ее основателя Вальтера Гропиуса было не желательно, чтобы женщины обучались в каких-либо других мастерских, кроме текстиля, керамики и переплетение книг. Так, Анни попадает в ткацкую мастерскую, а не на стекло, как она мечтала. Ткачество она считала слишком девочковым занятием, тем не менее именно оно станет тем медиумом, который навсегда впишет ее в историю модернизма.

 

Все изображения взяты из личного архива автора


В Баухаузе она проходит базовый курс Йоханесса Итенна, посещает мастерские классиков абстракции Василия Кандинского и Пауля Клее. В 1930 году она станет первой женщиной, которая получила диплом по ткачеству Баухауза. Ее дипломной работой станет звукопоглощающее и светоотражающее настенное покрытие, которое она создала по заказу Ханса Маера для его Школы торгового профсоюза (ADGB) в Бернау, Германия, которая на данный момент состоит в Списке наследия ЮНЕСКО.

Репродукция диплома Анни Альберс для Баухауз 1930 г. Реализация Сьюзан Склярек, 1999 г.

  

К сожалению, до наших дней работа не сохранилась, но тем не менее на выставке представлен образец разработанной Альберс ткани, репродукция этой работы, выполненная Сьюзан Склярек в 1999 г., а также фотография, которая запечатлела, как работа Альберс выглядела в интерьере школы.

Аудитория Школы торгового профсоюза (ADGB) в Бернау, Германия. Фотография Вальтера Петерхауса, 1930 г.

  

Для Анни Альберсее текстиль составлял единое целое с архитектурой. Так, за время своей продолжительной карьеры она создала множество настенных текстильных работ. Она верила, что первые архитектурные формы,которые придумал человек, были созданы из ткани. Свою гипотезу она подтверждала изучением народного ткачества Мексики и Перу, по которым много путешествовала и культуру которых изучала.

Фотография для журнала Life с панелями для храма Эману-Эль в Далласе, США


Нужно отметить, что еще в ХІХ веке архитектор и теоретик Готфрид Семпер определял текстиль как один из базовых элементов строительства, ведь изначально стены древних жилищ были сделаны из плотной ткани. На выставке представлены как многочисленные настенные текстильные работы, так и эскизы к ним, а также фотографии интерьеров, где находились эти работы. Так, можно посмотреть на статью 1957 года в журнале Life, где напечатана фотография, на которой изображена работа Альберс для храма Эману-Эль в Далласе, США.

Штудии для храма Эману-Эль в Далласе, США. Коллаж, 1957 г.


Здесь же можно изучить образцы тканей, которые были разработаны художницей для общежития студентов юридического факультета Йельского университета, построенного основателем Баухауза Вальтером Гропиусом. Поразительно, что подобные узоры можно было встретить (не исключено что они есть и сейчас) в любом доме на территории Украины. Почти в каждом доме был подобный клетчатый диван. Собственно, это то, что делает искусство Альберс уникальным, таким, что играет на двух сценах: абстрактного искусства и промышленного дизайна.

Вид комнаты общежития студентов юридического факультета Йельского университета с занавесом и обивкой диванов от Анни Альберс


Её экспериментальный дух проявляется не только в области текстиля, но и в области дизайна украшений. Так в 1939 году в сотрудничестве с Александром Ридом она создает ряд украшений, на создание которые еёвдохновили предметы быта, которые были найдены на Монте-Альбане, крупном древнем поселение на юго-востоке Мексики. Ее привлекло, как народы доколумбовой Америки замысловато комбинировали различные материалы. Альберс и Рид покупали элементы для украшений в хозяйственных магазинах. Результатом этой коллаборации стал ряд причудливых украшений из винных пробок, гвоздей, шпилек, лент и прочих товаров.

Украшения, созданные Анни Альберс

  

Нельзя не отметить, что этот эксперимент возвращает нас к урокам Йоханесса Итенна и Йозефа Альберса, мужа Анни Альберса и преподавателя Баухауза. Оба преподавателя легендарной школы в своих курсах уделяли большое внимание изучению свойствразличных подручных материалов и возможности их компиляции. Нужно сказать, что и сама Анни Альберс вела мастерскую текстиля в Black Mountain College, где на своих занятиях повышала чувствительность своих студентов к текстурам через использование таких материалов, как кукурузные зерна.

Анни Альберс. Южная граница, 1958 г. Коттон, шерсть

  

Безусловно, основная ценность наследия Анни Альберс состоит в том, что она была первой, кто перенес абсолютно ремесленническое и женское занятие на территорию искусства. Усвоив уроки абстракции от своих учителей Кандинского и Клее, применив собственную тягу к экспериментам, она, посути, создает гибрид живописи и ткачества. Альберс рисует нитками. Если внимательно всмотреться в эти небольшие ткацкие композиции, то вполне можно погрузиться в мир модернисткой абстракции.

 

Но для Анни Альберс главной была не только визуальная составляющая ее работ, но и их восприятие через прикосновение. Не зря в своей книге «О ткачестве» она посвящает целый раздел тактильной чувствительности. И правда, если долго всматриваться в разнообразие петель, узлов и пересечения нитей, то невольно начинаешь вспоминать свои ощущения в момент прикосновения к миллиарду изделий из ткани. Мир ткачества – это мир текстур и фактур, мир тактильных ощущений.

Анни Альберс.Точечный,1959 г. Шерсть

  

Обойдя 9 залов выставки, удивляешься тому, как Альберс смогла увидеть столько визуального потенциала в ткачестве, а затем и раскрыть его в своей художественной практике. Она работает на разных уровнях одинаково успешно, создавая прикладные дизайнерские вещи и в то же время раскрывая технику ткачества с точки зрения высокого искусства. Используя ремесло, она показывает новые грани казалась бы ограниченного медиума. В руках Альберс текстиль – это и абстрактные модернистские полотна, и элементы, организующие пространство вокруг нас, и опыт тактильных ощущений. Все это в той или иной степени проявится в работах последующих поколений художников.

Анни Альберс. Эпитафия. Коттон, люрекс, джут

 

Познакомиться с миром текстиля и особым виденьем Анни Альбер можно до 9 сентября 2018 года в Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, Дюссельдорф, Германия.