Москва на Темзе

На сайте The Art Newspaper недавно была опубликована статья Джорджины Адам под названием "Москва на Темзе", где рассказывается об активизации новой волны эмиграции жителей России в столицу Великобритании, большинство из которых являются ценителями и коллекционерами искусства. Проживая в Лондоне, они продолжают поддерживать российские музеи и вкладывать деньги в русское искусство. Однако автор статьи поднимает также вопрос об отсутствии у них интереса к современному русскому искусству, что в свою очередь значительно повлияло и даже нарушило общую тенденцию коллекционирования, когда закономерным является плавный переход спроса от искусства XIX века до современного. В это время (21 ноября 2012) в лондонской галерее Саатчи открылось сразу две выставки современного российского искусства. Может ли это означать начало повышенного интереса к работам современных российских художников? Комментарии на этот счет Джорджина Адам взяла у коллекционера Игоря Цуканова, основателя Skate’s Art Market Research Сергея Скатерщикова и основателя фонда Calvert 22 Нонны Матерковой. Журнал ART UKRAINE представляет перевод статьи Джорджины Адам "Москва на Темзе".



Около миллиона россиян предпочитают жить в Лондоне и его окрестностях.

Русская эмиграция происходила волнами. Одна из крупнейших нахлынула в 1917 году после Большевистской революции, однако наибольшая волна проходит прямо сейчас. С 2001 по 2011 гг., по данным Федеральной миграционной службы России, более 1,25 миллиона людей выехали, и это только те, кто сделал это официально. Настоящие цифры определенно намного больше, поскольку учитывают тех, кто сохраняет русское гражданство или обладает недвижимостью в России.

«Исход путинского десятилетия», как иногда называют этот процесс, в основном направлен в Британию. Предположительно в Лондоне и его пригородах сейчас проживает полмиллиона россиян, и их прибывает всё больше, особенно за последние пять месяцев – по словам финансиста и коллекционера Игоря Цуканова. «Почти каждую неделю мне звонит кто-то желающий переехать в Лондон из России, – говорит он. – Последние выборы стали психологическим ударом». Безудержный рост коррупции, затыкание рта оппозиции и отсутствие каких-либо попыток модернизировать экономику наряду с осознанием угрозы физической расправы привели к тому, что самые богатые люди вынуждены признать своё поражение или, как минимум, отправить своих жен и детей заграницу.

Лондон популярнее Нью-Йорка

Лондон является лучшим выбором для большинства русских эмигрантов, как Израиль в 1970-х и Нью-Йорк в 1980-х. «Существует много причин: хорошее образование, инфраструктура, благоприятная ситуации с налогами, свободный доступ в Европу и тот факт, что у них уже есть здесь связи», – говорит Нонна Матеркова, основательница Calvert 22, первого в британской столице некоммерческого арт-пространства для продвижения искусства России, стран СНГ и Восточной Европы. Географическое положение также важно, добавляет Гари Кримершмойс, арт-консультант и владелец галереи в Нью-Йорке: «Многие из недавно иммигрировавших имеют свой бизнес: им необходима возможность быстро добраться до Москвы, которая находится всего в 4 часах лета от Лондона».

Поскольку Нью-Йорк больше не является целью эмигрантов, Sotheby’s больше не проводит там свой ежегодный аукцион русского искусства. Тем не менее, продажи русского декоративно-прикладного искусства, которое имеет интернациональную базу коллекционеров, будут продолжаться в Нью-Йорке.

Всё еще не филантропы

В то время как прибытие россиян-экспатриантов на Запад стало золотой жилой для элитных агентств по недвижимости, строителей яхт и люксовых магазинов, искусство также извлекло пользу, но в основном опосредованно, благодаря вовлечению россиян в рынок. Но с благотворительностью их отношения складываются медленнее. «Если обобщить, конечно, существуют исключения, россияне относятся к благотворительности иначе, чем на Западе, – говорит Кримершмойс. – Пожертвования делаются часто только по коммерческим или политическим причинам».

Например, миллиардер Алишер Усманов, гендиректор дочерней компании Газпрома, по слухам, заплатил 50 млн. долларов1 за коллекцию Ростроповича как раз перед тем, как она должна была быть выставлена на аукцион Sotheby’s в Лондоне в 2007 году. Сейчас она находится в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге, родном городе Путина. Горнопромышленный магнат Владимир Потанин пожертвовал «Черный квадрат» К. Малевича (1915) Эрмитажу в 2002 году. Некоторые из самых состоятельных граждан продолжают поддерживать музеи в своей родной стране, в то время как сами проживают или периодически выезжают за пределы России. Именно так поступает алюминиевый миллиардер Олег Дерипаска, который поддерживает Эрмитаж, и Леонид Михельсон, чья газовая компания Новатек спонсируют выставки за пределами Москвы. А. Усманов профинансирует текущую экспозицию Tate Britain «Прерафаэлиты: Викторианский авангард», когда она будет перемещена в музей им. А.С. Пушкина в июне 2013 г.

Работающий с русскими фандрайзер2 культурных благотворительных проектов говорит: «В России власть имущие обычно указывают олигархам, какому из музеев они должны оказать поддержку, и те исполняют их указания». И даже более того: «Многие русские не хотят быть замеченными во вложении средств в английскую культуру. Россияне похожи на людей Ближнего Востока. Когда они впервые прибывают сюда, им требуется определенное время, чтобы обосноваться и перестать легкомысленно тратить безумные деньги». И. Цуканов говорит: «Русские действительно не очень спешили поддержать культуру, но сейчас их роль определенно возрастает. Нам не следует забывать, что у них не было подобного опыта в их собственной стране».

Крупные покупатели известных имен…

На арт-рынке российские коллекционеры имеют большое влияние, несмотря на то, что некоторые факты с трудом поддаются доказательству. Не для записи работники аукционных домов говорят, что количество покупок, которые делают русские, огромно и продолжает увеличиваться, но официально они молчат. Кое-что можно почерпнуть во время аукционов, когда покупки совершаются с помощью русскоговорящих сотрудников. Так, на аукционе Sotheby’s в Лондоне «Абстрактная картина» Г. Рихтера (804-9) 1994 года была продана за $34,2 млн, эта ставка была сделана Наташей Мендельсон, по-видимому, для русского клиента. Особенно много русские покупают в области современного и импрессионистического искусства. Всего два примера: предположительно, «Чтение» Пикассо 1932 года, купленное за $40,3 млн на аукционе Sotheby’s в Лондоне в феврале 2011 года, и «Кариатиды» Дельво 1946 года, купленные за $9 млн на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в мае 2011 года, отошли россиянам.

…но не русского современного искусства

Покупки россиян нарушили тенденцию в коллекционировании, свойственную развивающимся рынкам: она предполагает переход от покупок предметов искусства XIX века к современному искусству на внутреннем рынке, а потом – к именам международного значения. Когда россияне начали заниматься коллекционированием в начале 2000-х, то продажи картин русских художников на Sotheby’s составляли около $6 млн в год, в то время как в 2007 году сумма увеличилась до $151,5 млн. В тот год цены на художников XIX века, например, на Айвазовского, взлетели до небес, и одна картина продавалась за $5,5 млн.

После пика 2007 года продажи русского искусства снизились настолько, что полотна уходили лишь по минимальной стартовой цене. Глава отдела русского искусства Sotheby’s Джоанна Викери описывает нынешнюю рыночную ситуацию, как «стабильную, но не на уровне 2007 года», объясняя, что «всё больше и больше коллекционеров делают крупные покупки в других областях искусства».

Массовый отъезд и отсутствие у части русских покупателей интереса к русскому современному искусству сильно ударили по рынку. Галереи в Москве увядают, многие превращаются в некоммерческие пространства или закрываются. Это происходит с галереями в районе Винзавода: в этом году ведущие галереи «Айдан», «Гельман галерея» и «XL» перешли в основном на некоммерческую модель. Музей Art4U, основанный коллекционером Игорем Маркиным в 2006 году, теперь открыт только по предварительной записи. Шоколадная фабрика «Красный октябрь», ранее используемая Марией Байбаковой и Gagosian Gallery как современное художественное пространство, в настоящее время превратилась в офисную площадь для рекламных агентств и кафе.

Как можно объяснить отсутствие интереса к современному русскому искусству? Игорь Цуканов отвечает: «Мне очень часто задают этот вопрос. Теоретически, современное искусство должны поддерживать молодые профессионалы 30-40 лет, но эти люди даже не знают, где они будут жить. Они просто хотят отдать своих детей в английские школы – они не в том расположении духа, чтобы коллекционировать». «Это история о двух элитах, – говорит Сергей Скатерщиков, основатель Skate’s Art Market Research. – Поколение 40-50-летних людей, уже заработавших деньги, живет сдержанно – они помнят, как работал репрессивный аппарат (в СССР – прим. перев.). Как бы то ни было, но многие уехали в Лондон. Новая элита имеет весьма ограниченное культурологическое образование и подчиняется линии партии, которая не поддерживает современное творчество».

Дальнейшее обострение ситуации связано с ажиотажем вокруг Pussy Riot и заключением в тюрьму двух3 участниц группы. Наряду с остальными опрошенными для этой статьи Скатерщиков подавлен из-за этого случая: «Pussy Riot продемонстрировали глубокое понимание силы современного искусства, но то, что случилось потом, можно считать сообщением от правительства о том, где находятся пределы его возможностей».

Однако не все настроены так мрачно, как Скатерщиков. Нонна Матеркова считает, что созданный в Tate комитет по приобретению произведений искусства из России, стран Восточной Европы и СНГ – это новый шаг на пути к тому, чтобы узнать больше о современном российском искусстве. «Россияне должны быть лучше интегрированы в международный мир искусства, – так что мы расширяем нашу образовательную программу, работаем с университетами Санкт-Петербурга и Эдинбурга, – говорит она. – И я вижу много заинтересованных молодых людей».

 

 

 

1 Для удобства все суммы переведены в доллары по курсу на момент совершения покупок.

2 Фандрайзинг (от англ. fundraise) – сбор денежных средств, обычно для осуществления социально значимых проектов, программ и акций или поддержки социально значимых институтов

3 Автор статьи допустила ошибку. На самом деле решением суда посадили трех девушек: М. Алёхину, Е. Самуцевич и Н. Толоконникову

 

Автор статьи – Джорджина Адам (Georgina Adam)

Перевод: Стефания Вакуленко

Статья опубликована на сайте www.theartnewspaper.com