Музей как content-provider: IT в выставочном пространстве. Часть третья. Сервис геолокации и расширенная реальность

Казалось бы, социальные сети знают о нас всё. Рост, вес, цвет волос, наши вкусы и предпочтения, варенье, которым мы поливаем сырники и имя парикмахера нашей собаки. И вот мы сидим в кафе, поминутно перебирая комбинацию alt+tab, мечтая лишь о том, чтобы Skype поскорее интегрировался в Facebook – а человек, сидящий рядом, вдруг победно вскидывает руки и говорит: «Официант! Мне второй кофе бесплатно! Я ваш новый мэр!». Мы напрягаемся. Видимо, то, во что он играет, посвежее и поинтереснее нашего, и мы заглядываем через плечо в его экран… И разочаровываемся, видя обычную карту. Но в этот момент человеку действительно приносят кофе, и мы всматриваемся получше. Нет, не обычную! На карте – кафе, где вы сейчас сидите. Вопрос в том, человек ли нашел его, или же кафе само нашло человека? Второй ответ, помноженный на кофе-аромат, свидетельствует, что мы окончательно перешли в эпоху геолокации.

Google Maps for Mobile 5

Геолокация позволяет сортировать контент, в зависимости от местонахождения человека. Новости, карты, достопримечательности, прогноз погоды, не говоря уже о прямой рекламе товаров и услуг, расположенных поблизости – лишь небольшой перечень того, что дает нам сегодня согласие поделиться своим местоположением с Интернетом. Загружаемая на мобильное устройство, эта же информация с одинаковой легкостью может быть получена и через любой другой девайс, имеющий выход в Сеть. Встроенная система геолокации на любом устройстве постепенно становится нормой, и разработчики приложений тратят энергию лишь на содержание контента, выводя свой продукт на один уровень с социальными сетями по динамике развития. И совершенно естественно, что сервис геолокации не мог быть обойден стороной адептами IT в сфере выставочного искусства.

Платформа «Расширенной реальности» от Layar

Новая игрушка позволила музеям значительно расширить «словарный запас» для диалога с посетителем. Одна из первых online-based (т.е. не требующих дополнительной установки, размещенных и управляемых в Сети прим. авт.) систем геолокации, Foursquare, стала популярной во многих музеях. С ее помощью музеи стали создавать на карте собственные локации, наполненные информацией – облегчая привязку каждого пользователя и превращая выставки в своеобразный «must see» (обязательный для посещения прим. авт.). Таким образом, создавая локации, музей стал определять и правила игры для самых активных посетителей – какие привилегии он получает за многократное online-упоминание музея. Наиболее продвинутые музеи учредили систему дисконтов в своем кафе для активных пользователей Foresquare, а также сделали несколько точек-привязок на своей территории, которые увеличивали количество очков-бонусов за посещение каждого объекта. Привязав каждый зал или временную выставку к определенной локации, музей тем самым заставил любителей бесплатного кофе пройти по всем своим коридорам.

Некоторые музеи отмечают на карте места создания шедевров из своей коллекции, предоставляя возможность потенциальному посетителю совершить бесплатный «тур» по этим местам, другие провоцируют посетителя самого искать локации по их старым снимкам или фотографиям, третьи создают целую виртуальную экскурсию для приезжих по городу, в которой конечным пунктом стоит сам музей.

Проект Streetmuseum от Museum of London

Возможности сервиса геолокации для музеев и галерей можно классифицировать по следующим областям применения:

1. Образование

Геолокация позволяет музею «вынести» свою коллекцию за пределы своих стен. Привязка экспонатов к географическому местоположению, найденная «случайно» на карте, привлекает зрителя и на официальный сайт музея, и в социальные сети, в итоге провоцируя желание посмотреть на работу вживую.

2. Временные выставки и постоянные коллекции

Современные технологии позволяют разместить информацию «внутри» картины на выставке, которая отразится на мобильном устройстве посетителя, едва он к ней приблизится. Впрочем, это новое поколение аудиогида вызывает у консервативных посетителей раздражение отсутствием избирательности при выборе интересующего объекта.

3. Маркетинг и коммуникации

Для приезжих гостей города, геолокация – один из простейших путей найти интересующее здание, а для музея – маркетинговый инструмент, позволяющий стать тем самым интересным зданием.

Музеи (или, скажем, большие культурные центры) могут воспользоваться специальными приложениями, как Nru (Near You), предложив посетителю загрузить их на свое мобильное устройство, или выдав напрокат собственное. При наведении на объект информация меняется, равно как и угол, с которого можно осмотреть здание. Таким образом, не сходя с места, человек имеет возможность совершить виртуальный тур и составить реальный маршрут уже по своему выбору.

Проект Streetmuseum от Museum of London

Пример работы такого приложения: www.wired.com/gadgetlab/2009/02/compass-and-cam

Известный за рубежом сервис предоставляет информацию о местных кафе, гостиницах и местах развлечений и отдыха. Ведущие музеи уже проставили флажки на своих кафе, а ваш музей? www.map.pr

Известный адепт новейших течений, MoMA одним из первых завел личную страничку на социальной сети Foursquare – www.foursquare.com/venue/241470. Ежедневные дополнения от посетителей, виртуальные галереи и регулярные выборы «мэра» – лишь некоторые из возможностей увеличения притока посетителей. Кстати, нынешнему «мэру» MoMA не исполнилось и 25-ти лет!

Виртуальный музей Phantom City (Фантомный город) – это мультимедийный проект, показывающий самые смелые идеи архитекторов, которые никогда не были / не будут воплощены в Нью-Йорке. Связь с реальной картой делает город действительно живым: www.phantomcity.org.

В 2011 году Фонд Петра Кончаловского (Россия) инициировал создание приложения Art Traveller’s Diary, совмещающего функции GPS-навигатора по мировым музеям с возможностью формирования собственного «дневника посещений» с иллюстрациями, информацией о посещенных выставках, собственными впечатлениями и особыми отметками («тикетами») музеев. Принять участие в тестировании приложения уже выразили готовность ряд крупных европейских музеев – The Royal Academy of Arts (Лондон), Musee de l’Orangerie (Париж), Van Gogh Museum (Амстердам) и «Мыстецький Арсенал» (Киев).

Одним из неожиданных приемов, использующих Geolocation Service, должен стать проект российского художника Екатерины Емельяновой, который готовится специально для Московской международной биеннале современного искусства к сентябрю 2011 года. В нем серия Street Art акций будет совмещена со специальным приложением с GPS-навигацией, а зрителям будет предложено проследовать за художниками в реальном времени, в формате игры Street Quest. За проектом вместе следим на www.ee-cc.com/rus/ways

В 2010 году Museum of London запустил новое геолокационное приложение, позволяющее просматривать архивные фотографии мест, по которым туристы ходят в наши дни: www.museumoflondon.org.uk/Resources/app/you-are-here-app/index.html. Одновременно с этим на рынок IT вышел новый самостоятельный класс образовательно-культурных программ, получивших название Augmented Reality – расширенная реальность.

Желание «расширить» восприятие сегодняшнего мира, дополнив его не существующими (или существовавшими ранее) деталями, было всегда. В основу первых разработок 1960-х годов были положены простые оптические эффекты. С появлением компьютерной графики на вооружение эту технологию взял кинематограф, грамотно играя с желанием зрителя увидеть новое в знакомом. Но лишь недавно эту возможность смогли сделать мобильной, заставив мир изменяться в удобном пользователю времени и месте, прямо у него в руках. Изначально разработанная в коммерческих целях (эффектная и запоминающаяся реклама), расширенная реальность в одночасье стала востребованной в выставочной сфере. Как это выглядит на практике?

Финансируемый Европейским Союзом проект iTacitus (www.itacitus.org) позволяет принять участи в панорамной экскурсии около значимых исторических объектов – например, Колизея. Держа мобильное устройство с загруженным приложением в руках, человек видит на экране его первоначальный вид, и далее поворачиваясь в любом направлении, историческая панорама будет следовать за перемещениями. Естественно, для этого мобильное устройство должно быть оборудовано встроенным GPS-навигатором и компасом. Другое подобное приложение, SREngine (www.srengine.com), призвано при наведении на предмет отображать на экране его скрытые функции – например, если вы смотрите на музей, сообщать расположение книжного магазина, кафе и наиболее значимых экспонатов постоянной коллекции или идентифицировать растения в его зимнем саду.

Книги с использованием технологии «расширенной реальности» только начинают появляться на рынке. Немецкая компания Metaio (www.metaio.com/demo) анонсировала выпуск изданий по исторической и культурной тематике, с «оживающими» картинками. Для этого, правда, необходимо будет установить на компьютер программу от разработчика и иметь вэб-камеру, а сам код и фотоэлемент будут «зашиты» в страницах. Таким образом, модель Солнечной системы или античную скульптуру можно будет увидеть в объеме, с любой удобной читателю точки.

Одним из простейших способов передачи информации остаются QR-коды – цифровые отметки, сделанные по аналогии со штрих-кодами для товаров. Технология двоичного кода, распознаваемого сканером (или камерой мобильного устройства) позволяет вмещать в себе свыше 4000 знаков текстовой информации. Учитывая растущую популярность такой информации, некоторые производители мобильных устройств по умолчанию устанавливают в них программы по распознаванию QR-кодов. Norsk Telemuseum (Норвегия), в союзе с IBM, сделал своеобразную игру-квест «В погоне за сокровищами» для детей по музею. Вооруженные мобильными телефонами и считывая QR-коды с заданиями, вопросами и ответами, дети проходили все коридоры здания. Тот же Norsk Telemuseum предлагает юным посетителям составлять, печатать и наклеивать QR-коды самостоятельно, для вовлечения в игру своих друзей, которые придут за «персональным сообщением». Подобные проекты IBM помог осуществить в музеях Венеции и Рима. Простой и незамысловатый двоичный код нашел свое применение и в Украине. Широкую известность приобрели QR-коды на достопримечательностях Львова – более 80 объектов отныне снабжены скрытой информацией, доступной на нескольких языках.

Классификацию инструментов «Расширенной реальности» представим по знакомой нам схеме:

1. Образование

Дополнение существующего объекта новыми характеристиками или информацией, усиливает восприятие и интерес к познанию. Скажем, приложение MEanderthal для iPhone и его аналог для Android, выпущенный Smithsonian National Museum

of Natural History (Вашингтон), позволяет трансформировать собственные фотографии в облик доисторических людей, сохраняя при этом особенности вашей внешности.

2. Временные выставки и постоянные коллекции

В условиях, когда посетители практически никогда не могут вживую прикоснуться к экспонату, расширенная реальность дает дополнительную возможность взаимодействия с объектом, значительно сближая его с человеком.

3. Маркетинг и коммуникации

Технологии Augumented Reality заставляют совершенно по-другому смотреть на взаимоотношения посетитель-музей. К примеру, если предоставить человеку возможность увидеть на экране, как выглядел экспонируемый предмет в реальном мире, а также при раскопках – музей превращается не в конечный «пункт назначения» предмета, а становится одним из звеньев исторической цепи.

Кто и как еще использует эту технологию сегодня?

CultureClic (www.cultureclick.fr), бесплатное приложение для iPhone, позволяющее увидеть более 500 картин, рисунков и гравюр – появляющихся на экране, когда человек оказывается в точке, откуда они были написаны. География разработки пока ограничена работами, созданными в Париже, Бордо, Марселе и Лионе.

В 2009 году Allard Pierson Museum (Амстердам) презентовал выставку «Будущее прошлого», на которой представил две вариации на тему «расширенной реальности»: восстановленное здание Сатрикума и воссозданный по фотографии 1855 года пейзаж Римского форума. Видео с выставки можно увидеть на www.youtube.com/watch?v=0UODkvUTnAU.

На одной из выставок Getty Museum (Нью-Йорк) представил «Кабинет из Аугсбурга» как в реальном, так и цифровом виде – для возможности его детального изучения посетителями без нанесения урона оригиналу. Как это выглядело, можно увидеть здесь: www.getty.edu/art/exhibitions/north_pavilion/ar/index.html.

Совместный проект Лувра и разработчика технологии Augmented Reality – Metaio – представляет пробную версию портативного реалити-устройства для музеев: www.youtube.com/metaioar#p/u/40/RxSb4tjdTPk.

Художник Педро Моралес создает в своих работах скрытые QR-коды, которые можно «прочесть», наведя на картину мобильное устройство: www.2d-code.co.uk/qr-code-artist-pedro-morales.

The Powerhouse Museum (Сидней) разработал собственное приложении на платформе Layar, позволяющее посетителям видеть город таким, каким он был 100 лет назад: www.powerhousemuseum.com/layar

Все перечисленные примеры появились в последние несколько лет, и с успехом вошли в 2011 год, совершенствуясь вместе с технологиями и воображением их создателя. Несмотря на свою «разность», их объединяет одно: человек держит прибор в руках. То есть, при всей свободе фантазии и мысли, руки остаются скованы неким предметом – передатчиком информации. Видимо, следующим шагом в развитии музейных технологий должна стать абсолютная свобода перемещения и движений – спросите Вы? И угадаете!

О новейших разработках, которым предрекают заменить все музейные девайсы в ближайшие пять лет – системах распознавания жестов, и не только – в летнем номере ART UKRAINE.

 

Денис Белькевич