На шпильках сквозь исламизм и гендер. Меди-Жорж Лалу

Завтра в Киеве в Центре Визуальной Культуры состоится перформанс и презентация видеоработ Меди-Жоржа Лалу, который, несмотря на свою молодость уже успел снискать славу одного из самых эксцентричных художников французской арт-сцены. О травести-практиках художника в статье Эмили Бувар "На шпильках  сквозь исламизм и гендер"

 

Художник уверенно шагает вперед в своих красных лакированных лодочках на шпильке.

Не глядя под ноги, он иногда спотыкается, наступая на сырые яйца, безнаказанно следит на узорчатых коврах и ненароком срывает чадру с женских лиц.

Работая в области перформанса, реже живописи, инсталляции, а чаще видео-арта, Меди-Жоржу удается выстроить связное высказывание, лавируя между гендерными стереотипами и тщетными попытками занять отстраненную позицию относительно исламской идентичности.

Как же вновь заговорить о гендере, если, казалось бы, Джудит Батлер уже сказала о нем все? Как поставить под сомнение религию, если сам факт религиозной репрезентации, а значит, реконструкции и интерпретации порой бывает, с этической точки зрения, невозможен? Как задеть зрителя за живое? Как спровоцировать его, не сведя высказывание к одной лишь провокации?

Работы Меди-Жоржа сродни его алым туфлям: заметные, порой даже чересчур бросающиеся в глаза, они сразу привлекают внимание, увлекая зрителя за собой. В его очевидной нелепости есть свой стиль, свой неповторимый шик, за ним хочется пойти следом.

Успех работ Меди-Жоржа зиждется на двойственности его подхода: художника в равной мере интересуют гендер и культурно-религиозная идентичность. Обе темы не лишены противоречий: речь идет, во-первых, о сопоставлении биологического пола и приобретенного гендера, выстроенного индивидуально и социально, а во-вторых о конфронтации между понятиями культурного и религиозного. Получается нечто вроде таблицы с четырьмя графами, которые можно бесконечно комбинировать, сводя полюсы «мужского» и «женского» с религиозным и культурным пониманием ислама. В своих работах – перформансе, видео-арте и фотографии Лалу методично, но в то же время не без иронии, старается столкнуть эти противоречия в одной общей плоскости.

Коллаж "Каблуки Аллаха"

Приведем пример: в 2009 году Меди-Жорж Лалу создал ряд работ, соотносящихся с проблемой ношения чадры во французском публичном пространстве: фото «Это не мусульманская женщина», «Автопортрет художника в чадре» и видео инсталляция «Разденьте меня», в которой художник старательно то надевает, то снимает традиционный мусульманский платок.

Давайте присмотримся поближе. Человек, надевающий и снимающий паранджу, а после позирующий в ней – смуглый мужчина с бородой, его тело покрыто жесткой щетиной. Его выражение лица, лишь на первый взгляд лишенное эмоций, на самом деле таит в себе скрытую насмешку.

Но в работах Лалу нет правых и виноватых: христианская мораль и арабо-мусульманский догматизм, все свалено в одну кучу. А под чадрой вполне может оказаться…и мужчина.

Но что это за мужчина? Иногда он предстает в обличии спортсмена, совершая героические подвиги: бег с препятствиями, кросс на длинные дистанции, бесконечное паломничество вокруг черного куба (символизирующего Каббу[1]), иногда он совершает намаз с грудой кирпичей на спине (перформанс «Молящийся Аль Фатиха» (30 мин.), Брюссель, 2008). Порой является в виде доброго ремесленника, выполняя традиционный арабский орнамент (фото-инсталляция «Может, валиком?», 2009) и щедро угощая зрителей марокканской едой (перформанс «Дар_кум», 2010). Но угощение оказывается рассчитанным только на одного человека. А декоративный орнамент выполнен механически, с помощью валика, что само по себе противоречит туристическому клише о старательном марокканском мастере, хранителе древних традиций. Свои подвиги веры и религии художник совершает, между прочим, в облегающем трико и черных колготах, а то и вовсе без одежды, лишь обутым в незабываемые алые лодочки. Выходит, традиции так же легко поддаются травестии, как и тело художника.

Фото-документация перформанса "На шпильках к Аллаху"

Что же такое травестия? В переводе с французского « se travestir » означает изменять личность посредством изменения костюма либо внешнего вида. Термин «травести» – относится скорее к изменениям на половом или гендерном уровне. Травестия субверсивна, утверждает Джудит Батлер в своей книге «Гендерное беспокойство»[2], так как вызывает сомнение, расшатывает то, что казалось навеки нерушимым – то есть мужскую и женскую сущность. Для травести тело – это вечное поле битвы, где сталкиваются личностное и политическое, от гендера до совокупности социальных норм; травестия всегда вызывает нарушение в общественном порядке, по статусу она всегда маргинальна, отсюда вечно сопровождающий ее неотвязный привкус опасности и бунтарства.

Но чтобы оставаться вне нормы, травести должен всегда находиться «в промежутке», между двух огней – ведь стать радикально другим, приняв «типично» женское, либо мужское поведение (в соответствии с нормами общества, в котором живешь) может лишь упрочить стереотипы.

Меди-Жорж Лалу достигает этого промежуточного состояния путем соположения: он – мужчина, демонстрирующий традиционные символы вирильности: волосы на теле, мышцы, обнаженные половые органы; но на его ногах – алые туфли на высоких каблуках, символ явственной женственности. Сопоставленные в одном поле оба клише (мужское тело, борода – мужчина; красные туфли – женщина) словно нейтрализуют друг друга, да так, что сумма оказывается равной нулю. Автор становится объектом двойного, чрезвычайно волнующего желания, а все символические конструкты рассыпаются, как карточный домик. Но далеко не для всех.

Так, фото-инсталляция «Коктейль или автопортрет в обществе» (выставленная в Брюсселе в 2010), вызвала неожиданно острую реакцию у исламских традиционалистов, выставку даже пришлось закрыть. На пресловутом фото изображены ровные ряды ковров для намаза, перед каждым из которых стоят мужские ботинки, кроме одного, над которым игриво возвышаются женские туфельки.

Эта на первый взгляд простая композиция трижды нарушила заведенный порядок вещей:

Во-первых, в мечети женщина никогда не молится вмести с мужчинами – это вопрос культуры и религии.

А может быть, это не женщина? Но мужчины не ходят на каблуках, иначе они вовсе не мужчины – это вопрос осознания «мужского» в арабо-мусульманском мире, и не только… И, в-третьих, на ковер для молитвы нельзя становится ногами – это святотатство. Но святотатство провокатора или…просто слабоумного?

В своих работах Лалу лицом к лицу сталкивает культурные обязательства, груз традиций, а также различные стереотипы, в том числе и расистские, в границах которых одна культура отводит место другой. Но выйти за грани, освободиться от своей культуры для Меди-Жоржа означает немедленно столкнуться с другой, которая вновь заключит вас в свои оковы. И речь здесь далеко не о столкновении культур, а скорее о двойном культурном заточении.

Удручающе? Недальновидно? Но как найти выход из этого замкнутого круга, да так, чтобы не лишиться рассудка? Может быть, стоит просто сыграть слабоумного, а заодно и найти в этой игре самого себя?

Древняя традиция помешательства в искусстве – на самом деле прекрасный выход из ситуации, добавляющий легкости в любую работу, отягощенную глубоким смыслом и широким подтекстом. Жан-Ив Жуанне в эссе, посвященном слабоумию[3] цитирует Андре Бретона, определявшего его (слабоумие) как «недоверие к диктатуре разума; опровержение высокомерия культуры через «отчаянную шаловливость»; критику форменных выкрутасов и необходимость их постоянного обновления, происходящего в ущерб глубине мысли». И вдруг становится ясно, почему Меди-Жорж живет именно в Брюсселе, городе, отмеченном веянием сюрреализма. Для Меди корчить из себя дурака означает бороться со значительностью и тяжестью религиозных, и прочих, систем.

Видео-арт "Контролируемая глупость"

Меди-Жорж постоянно демонстрирует бурлеск, гротеск, иронию и просто баловство. Его идеально сложенное тело, водруженное на высокие шпильки, принимает непристойные позы, корчится и извивается, с неизменной полуулыбкой на губах. В серии видео-работ «Контролируемая глупость» (2009), художник запечатлен поедающим банан с Кораном на голове. На другом видео художник, облаченный в традиционный головной убор, держит во рту яркий теннисный мячик, глядя в одну точку. Вот идиот! – скажут многие. Но как этот ненормальный может вызвать столь серьезное недоумение и даже протест?

Если ты – религиозный экстремист, либо приверженец явственной и самоуверенной формы мужественности, то вряд ли решишься скрестить свой карательный меч с этим жизнерадостным кретином, не рискнув своей честью и достоинством. Так недалеко и самого себя выставить на посмешище! А Ивану-дураку все сходит с рук и он с удивительной легкостью умудряется увильнуть от строгого взгляда цензоров…

Становится ясно, почему автор столь навязчиво присутствует в собственных работах – одно и то же лицо сопровождает нас от фотографии к фотографии, из видео к видео, иногда оно бывает даже размноженным (Семейный портрет, 2009). Но вряд ли речь здесь идет об исполненном нарциссизма поиске себя – скорее о беспрестанном возвращении образа шута, вечного клоуна, единого и многоликого, но в этой причудливой игре зеркал каждый зритель, быть может, рано или поздно узнает собственное лицо.

 

Перформанс и презентация видеоарбот художника состоится в Центре Визуальной культуры (Киево-Могилянская академия, ул. Сковороды, 2) во вторник, 7 декабря, в 18-00



[1] Ка́аба (араб. الكعبة‎‎ «куб») — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Запретной Мечети (Мекка). Кааба служит ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы (прим. пер.).

[2] Джудит Батлер. «Гендерное беспокойство» (англ.: «Gender Trouble», 1990)

[3] Jean-Yves Jouannais, «L'idiotie, art, vie, politique, méthode», Paris: Beaux-Arts, 2003.

 

 

 Перевод Наталии Чермалых