Нам не нужны "другие"

До какой крайней степени можно испытывать терпение человека, лишая его необходимых для жизни вещей? Как низко могут пасть те, кто забывает об элементарных человеческих принципах ради собственных выгод? И самое главное - как долго мы будем закрывать глаза на происходящее вокруг в то время, когда о ситуации в Украине уже нужно кричать?


Социальный запрос на культуру сегодня отсутствует - это факт, но это вовсе не означает, что нет художников - графиков, живописцев, керамистов - нескольких поколений старой школы, которым сегодня приходится в буквальном смысле выживать.  

О царящем в стране беззаконии напоминать, пожалуй, не нужно - каждый из нас с этим сталкивается каждый день. Задача этой статьи - обратить внимание на конкретную ситуацию, в которой оказались многие художники-члены Национального союза художников Украины. 

При нормальном положении вещей, государство обязано внедрять культурную политику, в рамках которой формировать госзаказ на художников, предоставлять им мастерские с достойными условиями труда. У нас же такая схема не работает и лучшее, чего можно ждать от государства - невмешательство в деятельность представителя любого рода деятельности, не только художника.

Мастерские союза художников, безусловно, вызывают большой интерес государства, поскольку многие из них расположены в центральных районах города. Очевидно, что такие площади намного выгоднее использовать в личных интересах правящей верхушки, нежели позволить художникам, как низко бы это ни звучало, продолжить существовать. Создаётся устойчивое впечатление, что государство решительно настроено изжить их, выбросив из мастерских. 

Киевэнерго установило тарификацию отопления по трём категориям: население, бюджетные организации, другие. Последняя категория самая загадочная, поскольку тарифы для неё неоправданно высокие - в разы больше, чем для других категорий, - но именно к ней относятся те, кто в принципе не в состоянии платить колоссальные суммы. Сюда были определены творческие союзы, а также (внимание!) Общество слепых и Общество глухих. Если вернуться к вопросу о художниках, счёт за отопление мастерских, согласно категории другие, составляет в среднем 2 - 9 тыс. грн. в месяц. Это вызывает недоумение. Невозможность оплачивать такие счета вынуждает художников отказаться от отопления, либо же стать должниками и потерять мастерские.

На улице Перспективной, где расположено огромное количество художественных студий, от отопления отказались, поэтому в мастерских стоит нечеловеческий холод. Художники работают в этих условиях, пытаясь согреться с помощью отопительных приборов - что тоже недёшево, но более реально в сравнении с запрашиваемой государством суммой. Художникам, мастерские которых расположены в жилых домах, повезло немного больше - у Киевэнерго нет возможности отключить только некоторые квартиры, в которых расположены мастерские. При этом Киевэнерго по-прежнему настаивает, что отопление мастерской стоит ему дороже, чем отопление жилой площади. Это нонсенс. Также удивление вызывает различие в тарифах для разных районов города, согласно которым отопление центральных районов в несколько раз дороже. 

Этот вопрос не новый и уже неоднократно поднимался теми, кто всё-таки пытается противостоять травле со стороны государства. Ещё в 2006 году на сайте газеты «Зеркало недели» журналист Алина Бажал подробно рассказала о сложных взаимоотношениях в любовном треугольнике художник-НСХУ-государство, в прошлом году художник Юлий Петрович Шейнис принимал участие в акции, в ходе которой его символически выбрасывали из мастерской, что на территории Киево-Печерской Лавры.



К этой ситуации нельзя оставаться равнодушными, особенно если своими глазами увидеть обстановку, в которой оказались художники. Ещё в октябре, до начала холодов, в рамках подготовки спецпроекта, сотрудники ART UKRAINE побывали в мастерской Влады Ралко и уже тогда там было сложно находиться более 15 минут - из-за низкой температуры в помещении. На прошлой неделе, отчаявшись искать справедливости самостоятельно, в редакцию пришёл Юлий Шейнис. С собой он принёс задокументированную историю поиска правды, со ссылками на закон. 

Позвонив керамистке Нелли Исуповой, услышали ту же историю: и про категорию “другие”, и про панику в рядах художников, письма к Попову и так далее. 



Важно, что при таком отношении к человеку в подобной ситуации сегодня может оказаться каждый. Поэтому не нужно молчать там, где имеет место несправедливость, не нужно доводить ситуацию до крайности. Нужно выразить свой протест и отстоять свои требования достойной жизни.

 

 

Ася Баздырева