Нападение на выставку Евгении Белорусец "Своя комната" или нет предела гомофобии

19 мая в Центре визуальной культуры произошло нападение на выставку "Своя комната" фотохудожницы Евгении Белорусец, посвященную повседневной жизни украинских ЛГБТ и квир-семей. Двое неизвестных повредили экспозицию, срывая и царапая фотоработы заточенными вилками, а также нанесли телесные повреждения охраннику. По факту нападения ведется следствие. Мы встретились с Евгенией Белорусец, куратором выставки Натальей Чермалых, директором Центра визуальной культуры Василием Черепаниным и задали им вопросы о причинах нападения, об идентификации нападающах, о масштабах повреждений и о гомофобии в Украине.

Нападение произошло 19 мая около 14:00 за день до официального закрытия выставки, которая проходила бесконфликтно со дня открытия 3 мая. Двое молодых мужчин вошли в галерею вместе с другими посетителями, дождались пока те уйдут, а затем начали царапать работы заточенными вилками и срывать их со стен. Охранник, дежуривший в галерее, попытался задержать нападавших, однако им удалось скрыться. По факту нападения ведется милицейское расследование. Установленная у входа в галерею камера видеонаблюдения зафиксировала нападавших.

Центр визуальной культуры, фото после нападения

Это не первый случай нападения на Центр визуальной культуры на почве открытой гомофобии. 20 ноября 2010 неизвестные в масках атаковали участников мероприятия, посвященного Дню памяти трансгендерных людей, ставших жертвами насилия.

Выставка «Своя комната», подготовленная Евгенией Белорусец и куратором Натальей Чермалых, была частью параллельной программы Первой Киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE 2012. Она проходила в Центре визуальной культуры при поддержке квир и ЛГБТ-обьединения Инсайт, фонда имени Генриха Белля и Украинского Женского фонда.


Работа из экспозиции выставки "Своя комната"

Выставка "Своя комната" дает возможность увидеть дом и личную, семейную жизнь ЛГБТ и квир-семей, которую эти люди вынуждены прятать от людских глаз. Разрушая стену предубеждений и мифов, выстроенную правым гомофобным дискурсом, эта выставка демонстрирует, что быт квир-семей ничем не отличается от быта гетеросексуальных украинцев. Посредством выставки мы видим, как стигматизированные в обществе люди счастливы вдали от чужих глаз, она побуждает нас не мешать им быть счастливыми вне стен дома.

Евгения Белорусец, автор выставки «Своя комната» (фото: Оксана Карпович):

"Эта выставка посвящена именно семейной жизни, и я думаю, что если бы не было искусственно подогреваемых в последнее время гомофонных настроений, нападения бы не было – об этом свидетельствует то, что выставка проработала без эксцессов весь заявленный срок. Не гей-парад причина нападения, а то, что какие-то люди финансируют, возможно, или искусственно подогревают гомофобные настроения, и использовали гей-парад как повод для их активации. Естественно страдают все стальные проекты, так или иначе работающие с этой темой.

Работа из экспозиции выставки "Своя комната"

Когда открывалась выставка, я очень волновалась, переживала и следила за ультраправыми ксенофобными ресурсами – смотрела, не готовится ли какое-то нападение. Но никаких нападений не было и не планировалось. Наоборот, ультраправые активисты приходили на выставку, ругались, выразили свой протест в виде какого-то маленького текста в книге отзывов – каждый зритель имеет право на свое мнение, но они вели себя очень цивилизовано. И я перестала беспокоиться. Сейчас мне тяжело видеть царапины на работах, ведь это свидетельства того, что любое высказывание в нашем обществе прерывается – это документальное доказательство этого на моих работах. Но я собираюсь оставить эти работы, такими как они сейчас есть для других выставок. Мы также готовим каталог выставки, куда войдут фото экспозиции, отснятые до и после нападения".

Наталья Чермалых, куратор выставки "Своя комната" (фото: Оксана Карпович):

"Мы предполагаем, что нападающими были представители одной из тех организаций, которые в своем уставе ретранслируют гомофобные, нацистские, националистические и иные призывы к разжиганию ненависти на разных почвах, в том числе на почве сексуальности. У нас есть определенные подозрения. Сейчас могу сказать, что это были экстремистские организации, скорее всего ультраправого толка.

Работа из экспозиции выставки "Своя комната", после нападения

Пострадали практически все работы, но особенно сильно пострадало двадцать шесть работ из сорока. Нападение произошло очень быстро, охранник пытался каким-то образом задержать нападавших и препятствовать тому, что происходило, они отбивались. Дело в том, что в Украине действует законодательство, при котором охранникам запрещено использовать оружие, газовый баллончик в маленьких залах и помещениях. Данный зал оказался слишком маленьким для того, чтобы охранник мог использовать газовый баллончик, это могло бы вызвать летальный исход для атакуемого. Поэтому охранник пытался защитить работы голыми руками. Он получил телесные повреждения и психологический шок, конечно. 

Работа из экспозиции выставки "Своя комната", после нападения

Нападение произошло за день до гей-парада и за день до закрытия выставки. Мы очень рассчитывали, что выставка пройдет без эксцессов. Мы надеялись, что артикуляция в медиа определенным образом убережет от экстремистских выходок, от нападений преступников – ведь то, что случилось, это, конечно, преступление, не нужно говорить об этом как о хулиганстве, или использовать какие-то другие эвфемизмы. Это преступление с одной стороны мелкого характера – повреждены работы, но это также разжигание ненависти на почве сексуальной ориентации людей, это открытая гомофобия. К сожалению, на сегодняшний день в нашем обществе не существует законодательной базы, которая бы позволяла привлечь человека к ответственности за гомофобию. Зато пытаются сейчас утвердить абсолютно противоправный закон против пропаганды гомосексуальности.

Работа из экспозиции выставки "Своя комната"

Работа из экспозиции выставки "Своя комната"

Примечательно, что посетители выставки совершенно не оставляли гомофобных комментариев. Наоборот, чувствовался определенный педагогический эффект. Он заставил нас поверить, что украинское общество хоть и очень консервативно, но все-таки хотя бы в той части, которая посещает выставки современного искусства, настроено достаточно мирно и неконфликтно. Сами посетители оказались менее гомофобны, чем мы думали. В то же время ввиду последних событий с гей-парадом, в медиа конструируется новый образ киевлянина - помесь средневекового рыцаря, козака и скинхеда, который с пеной у рта и оружием в руках идет отстаивать свое "право на сексуальную норму". На самом деле это не более чем политическая провокация, и не стоит считать сотню зомбированных неврастеников, готовых на преступление, большинством и нормой".

Василий Черепанин. директор Центра визуальной культуры (фото: Оксана Карпович):

"Очевидно, что нападение на выставку произошло в контексте гей-парада. Политика, которую проводят в Украине квир-организации, скорее направлена ​​на вопросы их собственной идентичности, а не на широко социальные. Поэтому как и само проведение гей-парада, проходившее в тайне от тех, кто хотел бы принять в нем участие, любая другая открыто публичная акция не происходит. И хотя Центр визуальной культуры не специализируется на квир-тематике, фактически сегодня мы единственная организация, которая публично работает с этой темой. 

Работа из экспозиции выставки "Своя комната"

Это нападение демонстрирует ситуацию, когда квир-организации, которые якобы пытаются защищать свои права и бороться за свое признание, не делают никаких конкретных шагов, не фигурируют в публичной сфере. Фактически получается так, что квир-организации ничего не теряют, но заявляя тему борьбы за свои права и не реализуя ее физически и публично, они открывают широкое поле для правого и ультраправого дискурса, гораздо быстрее оккупирующего эту тематику. Давеча мы наблюдали парадоксальную ситуацию: гей-парад не состоялся, зато состоялся парад казаков, нацистов-свободовцев, парад церковников и всех гомофобных организаций вроде «Любовь против гомосексуализма» и т.д. Квир-организации не сделали своего публичного высказывания, никак не продемонстрировали себя, сам парад не состоялся, но зато был открыт полигон и охота ультраправых активистов.

Работа из экспозиции выставки "Своя комната"

Нападающих на выставку «Своя комната» было двое. Очевидно, что это были люди подготовленные. В последний день действия выставки – 20 мая, во время открытия «Майского конгресса», в течение дня в Центр приходило много людей, так или иначе связанных с ВО «Свобода» - мы их идентифицировали - они заходили и спрашивали, не «пидоры» ли здесь случайно собрались. Мы вызвали милицию, поскольку у Центра дежурили члены различных правых организаций, планируя очередное нападение.

Работа из экспозиции выставки "Своя комната"

К сожалению, Центр визуальной культуры, не являющийся квир-организацией, но в контексте общего антидискриминационного проекта публично работающий с ЛГБТ, квир-тематикой, получает конкретные материальные, физические последствия от этого, а те, в чьих интересах эта тема прежде всего, не теряют ничего, потому что ничего не делают. Более того, в случае конфликтов, нападений, Центр визуальной культуры не имеет никакой поддержки от квир-организаций.

Работа из экспозиции выставки "Своя комната"

ЛГБТ-организации и квир-активисты и активистки должны выработать другой подход и выбрать другую политическую стратегию, иначе они и дальше будут проигрывать в публичной сфере ультраправому дискурсу. Сами оставаясь в тени, квир-организациии подвергают правой реакции институции, ориентированные на открытую деятельность".

 

 

Анна Цыба