НАТАЛЬЯ ЗАБОЛОТНАЯ: «Наша цель - сделать культурно-художественный центр современного стиля»

 С середины мая в «Художественном арсенале» произошли значительные изменения.  Директором культурно-художественного комплекса была назначена Наталья Заболотная, которая до того в течение шести лет занимала должность директора «Украинского дома».  «Арсенал» является едва ли не главным выставочным центром страны и одновременно - одним из самых масштабных строительных площадок. Возглавить такой гигант для хрупкой молодой женщины - незаурядное испытание. О том, как удается справляться с нагрузками, а также о дальновидных планах на превращение «Арсенала» в мощный очаг художественной жизни страны, Наталья Заболотная рассказала главному редактору ART-Ukraine Алисе Ложкиной.

 

  

- Вы долгое время были директором «Украинского дома». Насколько сложно теперь адаптироваться на новом месте работы? 

 - В «Украинском доме» я работала, и правда, довольно долго, и за это время он успел мне стать домом в буквальном смысле.  Последние годы оказались напряженными, ведь мы постоянно выступали с различными инициативами, преимущественно художественного плана.  Мы (команда «Украинского дома» - Прим. Ред) были первыми, и пока единственными, инициаторами проведения в Украине масштабной художественной ярмарки, получивший название «Арт-Киев».  Впоследствии мы стали регулярно проводить Антикварный и Скульптурный салоны.  Поняв, что актуальное и более традиционное искусство требуют отдельного отношения, мы разделили «Арт-Киев» на два отдельных крупных события - ярмарку современного искусства «Арт-Киев contemporary» и «Fine Art Ukraine».  Т.е. начатых дел имели немало и назначение директором «Мистецького арсенала» было для меня достаточно неожиданным ...  

- Но Вы, кажется, уже сотрудничали с «Арсеналом» в совместных проектах ... 

 - Да, действительно эта площадка не была для меня новой, ведь еще в прошлом году художественный комплекс открывался моим кураторским проектом De Profundis, в котором я попыталась исследовать эволюцию отечественной пластики - от ее архаических истоков до наших дней. Проект был нелегким в реализации, однако в целом я им очень довольна.  Ведь нам удалось познакомить киевлян и гостей столицы с гениальными образцами отечественного искусства - от моих «любимиц» - скифских «баб» - к работам Иоанна Пинзеля - барочного мастера мирового масштаба, работавшего в ХVIII веке в Западной Украине, и целой плеяды современных мастеров, в чье творчество я действительно абсолютно влюблена. 

Однако для каких-то глубоких размышлений о том, «трудно или легко» в нашу жизнь входят изменения, - у меня банально нет времени.  «Арсенал» - это огромный комплекс, огромное здание, где нет места лишним переживаниям.  Здесь надо работать, ведь перед нами стоит очень серьезная цель - создать культурно-художественный центр современного качества. 

 - А что Вы имеете в виду под «культурно-художественным центром современного качества»?  До недавнего времени в обществе бытовало мнение, что в «Арсенале» будет обустроено нечто вроде «украинского Лувра».  Такая концепция звучит очень ярко, но трудно понять, какой именно смысл мы вкладываем в это понятие ...  

- Ну, идея об «украинском Лувре» действительно красиво звучит, но, по сути, на сегодня кажется довольно утопической.  Более того, с точки зрения современной культурной политики она предполагает не совсем правильную стратегию, ведь такие масштабные институции, как Лувр или, например, питерский Эрмитаж, - это продукт совершенно другой эпохи, и наполнялись они не за один день, и даже не за одно столетие.  Сейчас в «Арсенале» нет собственной коллекции, а заполнять пространство «сливками» из региональных музеев мне кажется просто негуманным. Лично я вижу будущий «Арсенал» не как музей-экспроприатор, а как мобильную современную художественную институцию, которая глубоко чтит прошлое, но лицом обращена к будущему.  Для этого мы планируем уже в ближайшее время начать целый ряд проектов.  Большая часть будущего «Арсенала» - это историческая ретроспектива.  Но и здесь хочется отойти от архаичных музейных стандартов XIX века, которые, к сожалению, до сих пор довольно широко распространены в нашей стране. Наша историческая экспозиция должна быть современной, и сейчас мы с членами моей музейно-кураторской группы изучаем опыт ведущих музеев мира.  Мы хотим понять, как нам заинтересовать нашей историей молодежь, широкие слои населения.  И я верю, что это вполне реально сделать, ведь в современном мире очень важно, на каком языке ты говоришь со зрителем.  Мы с нашим зрителем хотим говорить современным языком, стимулирующим в нашем государстве культурную, нет, не революцию, а именно эволюцию. 

 - Но, я так понимаю, «Мистецький арсенал» будет ориентироваться не только на историю - большую часть центра займут разнообразные проекты, посвященные современному искусству. Какова концепция этого направления?  

- «Мистецький арсенал» должен стать одним из крупнейших в Европе музейно-выставочных центров. Мы ориентируемся на европейский опыт, который требует от нас строить не только выставочные залы, а настоящий «центр», где будет предусмотрено место для электронной библиотеки, медийного центра, книжных магазинов, лекториев, зон отдыха.  Одним из приоритетных направлений деятельности «Арсенала» должно стать современное искусство, а значит, мы должны собирать собственную коллекцию современного искусства, поддерживать отечественные и международные выставочные проекты, проекты обмена художественными произведениями с ведущими арт-центрами мира и т.д.  Мы лишь начинаем двигаться в этом направлении, но я уверена, все получится, ведь «Арсенал» - действительно уникальное место и оно должно стать катализатором процесса, центром культурной жизни не только столицы, но и регионов.  

- А на кого Вы опираетесь в воплощении своих инициатив? Ведь одной из главных претензий к прошлому руководству художественным комплексом было отсутствие качественной команды культурных менеджеров, кураторов, стратегов.  Да и, собственно, какой-то одной четкой концепции развития у «Арсенала» не было ... 

 - Для меня команда - один из главных залогов успеха всех начатых в Арсенале инициатив.  Я прекрасно понимаю, что самостоятельно справиться с таким объектом абсолютно нереально.  И именно поэтому собираю вокруг себя высококвалифицированных менеджеров и кураторов, людей, которым я доверяю в плане профессиональной компетенции.  Это большая группа людей, ведь «Арсенал» - это целый клубок проблем, и вопросов, требующих неотложного решения.  Что касается именно художественной части проекта, разработки концепции, развития направления «современное искусство» и т.д. - пока прежде всего опираюсь на мнение куратора Александра Соловьева, который стал моим заместителем по культурно-выставочной деятельности, а также на мнение выдающегося современного украинского искусствоведа, специалиста по вопросам авангарда Дмитрия Емельяновича Горбачева.  Александр Соловьев - один из ведущих отечественных специалистов по современному искусству, наиболее компетентный украинский куратор, пока он также занимается привлечением в проект активных кураторов, искусствоведов и менеджеров и я думаю, что с такой командой мы уже в ближайшее время начнем эффективно работать, воплощать проекты, которых давно заслуживает «Арсенал», - яркие события общенационального и международного масштаба. 

 - Вы очень энергичная женщина, это сразу заметно, но все же, как Вам удается выдерживать такие нагрузки?  Остается ли время на личную жизнь, семью?  

- Это действительно нелегко, но пока удается.  У меня двое маленьких детей, которых я очень люблю и которым стараюсь уделять максимум внимания.  А нагрузки для меня компенсируются верой в то, что нам удастся воплотить задуманное в жизнь.  Я действительно хочу сдвинуть дела в «Арсенале» с мертвой точки, хочу, чтобы к нам стали ходить люди, чтобы у нас происходили масштабные проекты.  Пока этого «допинга» мне достаточно, чтобы сохранять оптимизм.  К тому же, люблю путешествовать, а должность стимулирует меня к общению с интересными людьми. Это очень вдохновляет.  Например,  только что я вернулась с ведущей мировой художественной ярмарки «Арт-Базель», куда езжу регулярно.  Очень хочется применить опыт этого всемирно известного гиганта в проведении нашего «Арт-Киева».  Так что такие командировки для меня весьма полезны - когда еще побываешь на обеде у Рокфеллера или получишь приглашение на свадьбу Симона де Пюри.  Нам нужно интегрироваться в международную художественную верхушку и пропагандировать на мировой художественной сцене отечественное искусство.  Это будет одной из целей «Художественного арсенала», и в этом мы имеем интересных советчиков.  К нам уже сегодня поступают предложения со всего мира - руководители ведущих музеев хотят знакомиться, они интересуются «Арсеналом», - ведь это уникальная площадка даже в мировом масштабе.  На днях, например, к нам приезжает ведущий латиноамериканский куратор Виктор Замудио Тейлор.  Он является куратором амбициозной мексиканской коллекции современного искусства, принадлежащей молодому коллекционеру-бизнесмену Эугенио Лопез Алонсо.  Мы будем обсуждать участие латиноамериканских гостей в следующем «Арт-Киеве» ... Именно так, на мой взгляд, должна действовать сегодня такая ключевая институция как «Мистецький арсенал»: интегрироваться в мировое художественное сообщество, сохраняя ориентир на собственное искусство.