Недооценённый феномен советской архитектуры космического стиля

Советская архитектура 1970-1990 годов, также называемая архитектурой «брежневского» периода, тема феноменально неисследованная при всей масштабности явления. Во многих справочниках история советской архитектуры обрывается на сталинском ампире, как будто после него ничего не последовало. Да что там, стиль, который мы условно называем здесь «космическим», даже, по сути, никак официально не называется. Осмелимся предположить, что волны сентиментального восхищения «советскостью», часто происходят именно от недостаточного осознания советского наследия, которое всплывает постоянно, как незакрытый гештальт. Вот и опять всплыло в Украинском Доме…

Но сейчас не об этом. Странным образом получается, что на Западе и то более озадачены советскими космическими сооружениями, чем у них на родине. Автор статьи, приведённой ниже, высказывается намного серьёзнее по этой теме, чем всё, что мы можем найти в рунете. А фотоальбом Фредерика Шубина, о котором идёт речь, чуть ли не самый масштабный проект по документированию и каталогизации данных объектов.

В то же время, возвращаясь к статье, несмотря на некоторые интересные смыслы – например, отмечена преемственность брежневской архитектурой авангардного наследия 1920-х, автор рассматривает феномен с позиций аутсайдера. Местами излишне демонизирует СССР (что, надо отметить, залог успеха альбома), а то и сводит космические здания к «полемике» с западными достижениями того периода.

Но именно этим статья и интересна: с одной стороны, помогает задуматься о том, как относиться к этакому наследию, как его понимать и стоит ли его беречь или сносить. А с другой стороны – и такую же функцию исполняют сами фотографии из альбома – помогает увидеть эти здания и нашу реальность глазами человека другой культуры, как бы со стороны.

В любом случае, феномену ещё надлежит быть дискутируемым, оцененным и понятым.

 

О советском брутализме обычно не отзываются как о чём-то красивом, но прекрасные фотографии Фредерика Шубина, опубликованные под остроумным названием CCCP: Cosmic Communist Constructions Photographed (приблизительно «Космические Коммунистические Конструкции в Фотографиях») должны исправить эту ситуацию.

Очарованный размахом архитектуры брежневского периода, французский фотограф путешествовал по всему бывшему Союзу с 2003 в поисках ярких примеров этих величавых зданий.

Период с 1970 по 1990 был очень сильным для советской архитектуры, особенно для окраинных республик, где странный дизайн был одним из способов, с помощью которого можно было бы выразить стремление к независимости, - ранний намёк на развал СССР.

Архитекторы этого времени начали с той точки, на которой вынужденно остановился авангард 20-х, подавленный сталинскими репрессиями. В то же время, они смогли обогатить этот подход с помощью достижений инженерии, которые последовали в промежуточный период, создавая здания с огромными внутренними пространствами и резкими консольными выступами. Это были последние впечатляющие утверждения могущества и прочности коммунизма перед тем, как он потерпел крах.     

Новгородский Театр Драмы

Шубин в основном сосредотачивается на границах бывшей империи: Балтийские страны, Кавказ, Центральная Азия, и особенно – на архитектурных композициях в широком и открытом пространстве, которые часто выглядят как анклавы космического пространства.  

   

Киевский крематорий. 1975

Как видно уже из названия, эти амбициозные конструкции были частью попытки держаться на уровне с Америкой в период космических состязаний. Огромные цементные цирки, которые строились практически во всех крупных Советских городах начиная с 1950-х, похожи на летающие тарелки. Яркий пример - потрёпанный Институт научно-технологических исследований и развития в Киеве.

Институт научно-технологических исследований и развития в Киеве. 1971

Даже Дворцы бракосочетания – ЗАГСы – выглядят как жилища марсианских принцесс.

Дворец бракосочетания, Тбилиси. 1985

Поскольку советского общества, для которого здания были построены, больше не существует, многие из них пусты и заброшены. Санатории, однажды снабжённые люстрами из замысловатого модернистского стекла, больше не содержатся в исправности по причине нехватки средств, да и те, кто могут позволить себе отдых во всё ещё функционирующих санаториях, предпочитают заграницу.   

Шубину удалось запечатлеть эти здания в интересный момент, ведь многие из них под угрозой сноса. Но в то же время, широкая публика приходит в пониманию уникальности и искусности этих зданий, не смотря на репрессивное государство, породившее их. Любая более детальная информация о том, что происходит с этими зданиями была бы очень ценна, но тем не менее альбом Шубина – это чисто визуальный экскурс в архитектурный период, который практически не документирован – ни в бывшем Советском Союзе, ни на Западе.         

Оригинальная версия статьи на английском http://www.guardian.co.uk/books/2011/feb/27/cosmic-communist-constructions-frederic-chaubin

Перевод и аннотация Игоря Тищенко

 

Больше фотографий:

Памятник участникам ВОВ. Украина

Тот самый цирк, о котором говорит автор. Татарстан (не из альбома)

Дворец советов. Калининград. 1974

Государственный научный центр России
Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт
робототехники и технической кибернетики. 1987

Советское посольство на Кубе. 1985

Административное Здание Министерства автомобильных дорог в Тбилиси. 1975. Теперь используется как офисное здание Банком Грузии

Летняя резиденция армянского президента на озере Севан

Здание Белэкспо (не из альбома)

Административное здание в Эстонии

Административное здание. Литва

Детский бассейн на Адлерском курорте. Сочи. 1973

Мемориал Холокоста, недалеко от Каунаса. Литва. 1983