Нескромное обаяние капитала

Каждый год кто-то с друзьями ходит в баню, а все ведущие мировые коллекционеры и деятели арт-бизнеса всего на несколько дней слетаются в небольшой и довольно унылый швейцарский городок Базель. Что же привлекает блистательных львов арт-тусовки в этом по всем меркам среднестатистическом поселении, где все так правильно, что хочется выть от тоски? У маложивописного Базеля есть несколько аттракционов, но все они встречаются не только в этом городе, но и по всей Швейцарии: вонючий сыр, настоящий шоколад, дорогие часы, красивые деньги с портретами Джакометти и прочих деятелей культуры, а также идеальная банковская система... И все-таки ни одно из этих достоинств Базеля не объясняет, почему чудным июньским утром каждый год здесь появляются толпы миллионо-миллиардеров, прилетающих на собственных прайват джетах, и город наполняется духом фицджеральдовсого "Великого Гэтсби". 

Лиза Лу. Проклятые. 2003-2004

Ларчик открывается просто - главной эрогенной зоной Базеля, ежегодно оживляющей жизнь этой прародины обывательства, является ярмарка современного искусства ART BASEL - ведущее отраслевое событие арт-мира, которое в этом году отметило свое сорокадвухлетие. 

Ярмарка, которая традиционно фокусируется на ХХ веке с акцентом на современном искусстве, была основана рядом базельских арт-дилеров еще в 1970-м, в пику открывшейся тремя годами ранее амбициозной немецкой ярмарке Kunstmarkt Koln (сегодня мероприятие носит название Art Cologne). Изюминка Базеля, благодаря которой, как признают эксперты, событию удалось возглавить рейтинг мировых арт-ярмарок - в международном статусе. В отличие от того же Кельна, куда в первое время принимали только немецкие галереи, Базель изначально являлся международной площадкой, предвосхитив тем самым нынешнюю глобализацию искусства и его рынков.

Триптих Фрэнсиса Бэкона «Три этюда человеческого тела» на стенде галереи Marlborough

Еще один важный фактор популярности Базеля - ярмарка традиционно проходит сразу после открытия главного события-трендсеттера в мире искусства - Венецианской биеннале. Венецианская биеннале, кстати, как оказалось, не всегда была нон-профитным мероприятием. До 1968 года у нее был коммерческий отдел и только после знаменитой студенческой революции, в ходе которой молодежь ворвалась в Венецию с протестами против искусства толстосумов, биеннале приобрела привычный ныне внешне некоммерциализированный формат. Арт-Базелю такая ситуация на руку - сегодня все крупные коллекционеры в курсе, что почти все, что приглянулось на биеннале, можно будет уже очень скоро купить в Базеле.

Организаторы ярмарки почти сразу сделали акцент как качестве представляемых галерей, хотя сами признаются, что в первые годы избежать "шпалерной" развески работ и безвкусных экспозиций не удавалось. Современная культура экспонирования современного искусства складывалась постепенно, и сегодня оформление стенда и эффектная презентация работ - едва ли не главная забота каждой из галерей-участниц. Чтобы попасть в Базель, галерея должна просуществовать на рынке многие годы и иметь блестящую репутацию. В Базель берут не всех - более того, система отбора и лотерея "возьмут-не возьмут" - одна из главных ежегодных интриг мероприятия. Из последних примеров того, что, единожды попав в Базель, не стоит расслабляться и почивать на лаврах, стало исключение в нынешнем году из списка участников берлинской галереи Eigen+Art. Обычно галереи предпочитают не комментировать подобные ситуации, но на этот раз гнев владельца галереи выплеснулся в СМИ. Он публично обвинил оргкомитет Арт-Базеля в тенденциозности, заявив, что реальная причина отказа его галерее заключается в том, что среди шести членов отборочного комитета Арт-Базеля трое являются его прямыми конкурентами по берлинскому бизнесу и ярыми недоброжелателями. Бизнес - дело тонкое, тут без ссор не обойтись, но в Базеле не любят "разборок" и подобные ситуации предпочитают заминать.

Экспозиция «Арт-Базель» с работой Уолтона Форда «Утрата Лиссабонского носорога»

В отличие от владельца Eigen+Art российская галеристка Елена Селина не жалуется, хотя повод, казалось бы, имеется. С 2005 года она была единственным "послом" российского искусства на Арт-Базеле, где представляла россиян: Сергея Шеховцева, группу "Синий Суп", Аристарха Чернышова, Валерия Улымова, Олега Кулика и др. В этом году в участии в престижной ярмарке Селиной было отказано. Но без представительства Россия не осталась - на этот раз на Базель впервые поехал российский дилер Владимир Овчаренко со своей галереей "Риджина". Такая смена караула, очевидно, обусловлена успешным запуском лондонского филиала "Риджины", а также еще одного амбициозного проекта Овчаренко - альтернативной Арт-Москве ярмарки российского искусства CosMoscow. Благодаря Овчаренко не осталось без  представительства на Базеле в этом году и украинское искусство - на стенде "Риджины" были представлены работы одессита Сергея Зарвы, а также брутальные панно херсонского художника Станислава Волязловского.

В целом же прогулка по Арт-Базелю в канун официального открытия, когда все ведущие коллекционеры слетаются на First Сhoice превью-ярмарки - занятное приключение. Созерцая толпы холеных буржуа, бьющихся за баснословно дорогие работы и заинтересованно блуждающие по километрам выставочных стендов, видишь воочию "мясо" глобального арт-рынка во всем его нескромном очаровании и беззастенчивом цинизме. Пикассо, Шагал, Миро и пр. продаются как пирожки на базаре. Человеку, воспитанному на советском пиетете к искусству, привыкшему, что удел классики - храниться в музее, принять такое отношение к знаменитым именам непросто. Успокаивает только то, что среди закупщиков на Арт-Базеле - большое количество представителей ведущих мировых музеев и арт-центров.

ART UKRAINE на стенде с журналами об искусстве «Collective Booth»

В этом году особо ценными лотами ярмарки был крупнофрматное полотно Энди Уорхола 1980 года "150 Черно-бело-серых Мэрлин" на стенде галереи Bichhofberger ценой в 80 миллионов, потрясающий Фрэнсис Бэкон на стенде галереи Marlborough (триптих "Три этюда человеческого тела" был оценен в 50 миллионов), инсталляция Джейсона Роадса на "приложении" к Арт-Базелю - выставке крупнофрматных проектов Art Unlimited, приобретенная Дашей Жуковой за 1 млн. долларов. Еще одной сенсацией ярмарки стало участие в ней скульптора-гиперреалиста Рона Мьюека, который показал на стенде галереи Hauser & Wirth свою небольшую работу 2009 года "Юноша" ценой в 450 тысяч фунтов стерлингов. "Юноша" стал первым произведением знаменитого художника, которое когда-либо было показано на ярмарке.

Среди основных тенденций нынешнего Арт-Базеля эксперты называют обилие работ представителей итальянского течения середины ХХ века "arte povera", связывая такой интерес к Италии предстоящим открытием в Милане большого музея современного искусства, принадлежащего владелице модного дома PRADA- Миучче Прада. Действительно, редкий стенд обошелся без произведения Лючио Фонтаны, цены на работы которого начинались с 40 тысяч евро за  обрубок холста размером со спичечный коробок. Еще один отчетливый тренд, который, как говорят, свидетельствует о самолюбовании современных коллекционеров - множество зеркал и работ, основанных на принципе отражения. На Арт-Базеле также отмечали непривычно большое количество крупноформатных работ. Для того, чтобы повесить на стену большое панно 1994 года Джеймса Розенквиста "Священная Римская империя через КПП "Чарли" (2,75 млн долларов) или огромную работу на бумаге 2008 года "Утрата Лиссабонского носорога" знаменитого американца Уолтона Форда (1,8 млн евро), нужно жить во дворце или сразу же открывать музей современного искусства. Именно этим путем, кстати, идут многие завсегдатаи Арт-Базеля.

Полотно Энди Уорхола 1980 года «150 Чорно-бело-серых Мэрилин» на стенде галереи Bichhofberger

Среди коллекционеров, которые были у всех на слуху на нынешней ярмарке, помимо знаменитой четы Рубеллов из Майями, американцы Нора и Норман Стоун, Эли и Эдит Броад и пр., особый интерес галеристов вызывали филантропы, открывающие по всему миру музеи - россиянка Даша Жукова, чья питерская "Новая Голландия" не перестает возбуждать воображение дилеров, индонезийский коллекционер Буди Тек, который активно строит музей современного западного искусства в Шанхае и планирует построить кунстхалле на острове Бали, а также австралийский собиратель Дэвид Волш, в январе 2011 года открывший в тасманийском Хобарте "Музей старого и нового искусства".  Украинец Виктор Пинчук в этом году на Базеле замечен не был, но зато тут активно продавались "птенцы его гнезда" - финалисты Future Generation Art Prize, работы которых можно сейчас увидеть в параллельной программе Венецианской Биеннале в Палаццо Пападополи. Инсталляция Саймона Фудживары "Письма из Мексики", к примеру, продавалась на стенде галереи Gio Markoni за 45 тыс. евро, а немецкая художница Йоринде Фокт и вовсе была представлена на целом ряде стендов.

Искусство стран бывшего СССР, кроме упомянутой "Риджины", на Базеле было представлено разве что несколькими работами "Инспекции медгерменевтика", а также произведениями Павла Пепперштейна, на которого в этом году был настоящий бум - его концептуальные псевдосупрематические работы были представлены на стендах сразу четырех галерей.

В целом от посещения Арт-Базеля остается смешанное ощущение. С одной стороны, такой триумф неолиберального, слегка абсурдистского сверхпотребления не может не захватывать своим размахом и четкостью работы механизма. Ведь, купив монохром Эда Рэйнхардта за несколько миллионов долларов, коллекционер всегда может быть уверен, что в случае если он плохо сойдется с цветом его дивана, работу можно будет легко продать на вторичном рынке. А может быть, даже неплохо на этом заработать. У нас о такой роскоши пока мечтать не приходится.

Да и вообще, пользуясь оптикой Базеля, нас, честно говоря, вообще нет - украинские галереи тут не представлены, да и о нашем искусстве тут, полагаю, многие даже не слыхали. Это при том, что работы того же Арсена Савадова или десятков других художников тут смотрелись бы весьма и весьма достойно. Но суть, к сожалению, в том, что современное глобальное искусство, это, в первую очередь, коммуникативная сеть, в которой Украина на данный момент представлена достаточно бедно. Наша страна не пережила таких трагедий как экс-Югославия, мы не вписываемся в образ колониальных экзотов или "russian vodka-matreshka etcetera", не обладаем китайской настойчивостью в продвижении своего искусства и соответствующим капиталом. Наши крупные коллекционеры вроде Виктора Пинчука не поддерживают своих, а продолжают неистово скупать Андреаса Гурски, Демиена Херста и иже с ними. 

Место украинского искусства на геополитической карте мирового арт-рынка и на Арт-Базеле, в частности, как нельзя лучше отражает нынешняя выставка в киевском PinchukArtCentre, где на фоне трехэтажной, кстати, шикарной, эспозиции Олафура Элиассона, чердачная комнатка, отданная под лучшие произведения Арсена Савадова, смотрится просто плевком в лицо всего украинского искусства. В мировом масштабе все точно также, с той разницей, что и чердачной комнатки у нас тут пока нет, а есть дешевенькая расскладушка, да и то зачастую в русской палате.

У Сергея Ануфриева есть шикарное произведение - пустой выставочный подиум с подписью "Шапка-невидимка". Да, это про наше искусство, оно действительно невидимо на глобальном рынке, но из этого, очевидно, можно извлечь ряд уроков. Во-первых, это дает большой карт-бланш дилерам, которым удастся-таки интегрироваться в международную систему. А примеры того, что "процесс пошел" налицо, взять хотя бы результаты украинцев на престижных мировых аукционах и удачные продажи наших соотечественников на других международных ярмарках и их сателлитах. С другой стороны, осознание своей невидимости - хороший повод задуматься над ее причинами и попытаться понять, цитируя Гогена "откуда мы пришли, кто мы и куда идем" и, главное, что нам, в конце концов, важно и нужно в искусстве. 

 

Алиса Ложкина