NextSound – искусство создавать будущее

Количество людей, которые создают качественную электронную музыку в Украине, к сожалению, немногочисленно. Потому, когда в Киеве происходит что-то новое в этом направлении, люди просто бегут на событие. Международный фестиваль прогрессивной музыки и цифрового искусства NextSound, который недавно проходил в Киеве, был ярким подтверждением этой тенденции. Благодаря организаторам фестиваля, из одноименного украинского лейбла, на событие не только бежали, но и летели многочисленные иностранные гости. Так, участниками фестиваля было около 20 музыкальных проектов, среди которых: Radian (Австрия), Kammerfilmmer Kollektief (Германия), Tape (Швеция), Kangding Ray (Франция/Германия), Grischa Lichtenberger (Германия), Jan Jelinek (Германия) и многие другие.

Тусовка возле Дома Архитекторов


Визитной карточкой фестиваля был сайт festival.nexsound.org, на котором, кроме общего описания, была размещена информация об участниках проекта с возможностью сразу прослушать их треки и посмотреть карту локаций. По замыслу организаторов, созданию нестандартных контекстов трехдневного фестиваля должны были способствовать различные помещения: зашифрованный клуб "Простір", концертный зал Дома Архитекторов и один из павильонов киностудии им. Довженко.

Хайке Аумюллер 

 

Музыкальный марафон первого дня фестиваля, после просмотра анимации от CyberCinema, начинал медиа-артист Ujif_notfound (Георгий Потопальский), который работал с программой, реагирующей на движения. Основным правилом его живых выступлений является создание звукового и видеопотоков в реальном времени, без использования заранее сведенных треков. Эстафету перенимали латыши Томас Ауниньш и Мартинс Рокис, который «работает на стыке компьютерной музыки, психоделического шума и саунд-арта, смешивая генеративные приемы и импровизацию». Le Petit Garcon (Кристиан Холингсатер) из Норвегии создавал удивительную атмосферу, которая очень отдаленно напоминала музыку барокко, а Степан Кубрак из России перепрограммировал сознание слушателей. Завершало вечер выступление v4w.enko (Евгений Ващенко), которого считают представителем «программируемого алгоритмического аудиовизуального искусства».

Второй день фестиваля открывали Sisters - польский дуэт джазового гитариста Рафаэля Рогинского и тернтейблиста DJ Lenar'а. Их импровизации по атмосфере напоминали саунд-треки к фильму Deadman. Шведское трио Tape, в состав которого входят братья Андреас и Иоганн Бертлингы вместе с Томасом Халонстеном, выполняли композиции из своего нового альбома. «6 мужских рук лепили тесто звуков», - так прокомментировала их выступление одна из слушательниц. Легендарная немецкая группа Kammerflimmer Kollektief с помощью индийской гармоники транспортировала всех в атмосферу то ли кришнаитского храма, то ли в типи шаманки-вокалисты Хайке Аумюллер (Heike Aumüller).

Первый день фестиваля

 

Украинские слушатели смогли почувствовать на себе «оригинальную плотность и текстуру» австрийской группы Radian. Синтез рока, джаза и электроники привлек к танцу не одного зрителя. Завершало программу второго дня выступление Aндрея Кириченко в сопровождении кларнета и контрабаса. Что касается места проведения мероприятия, музыка была немного в контрадикции к советскому пространству актового зала Дома Архитекторов. Возможно, такое впечатление возникало из-за отсутствия видео-проекции, которая уже стала восприниматься неотъемлемой частью электроакустических концертов. В конечном счете, музыка как самостоятельная образная система побудила к просмотру индивидуальных визуально-эмоциональных трипов.

Radian

 

Последний день фестиваля прошел в одном из павильонов киностудии им. Довженко. Посетителей поразила мощная стена звука и виджеинг от TENPOINT, которые создали особо динамичный видеоряд во время выступления одного из хедлайнеров фестиваля, звезды экспериментального техно, Кристиана Фогеля из Германии. Ян Елинек (Jan Jelinek) «создавал коллажи из крошечных фрагментов звука. Работая со звуковыми петлями и модуляцией сигнала, он менял суть музыкального произведения настолько, что было почти невозможно четко определить начальный источник звука. В программе вечера были заявлены такие звезды как Kangding Ray (Франция/Германия), Grischa Lichtenberger (Германия), Assimilation Process (Германия), Tolkachev и Nikolaienko из Украины. Меломаны, кстати, могли приобрести не только диски с записями понравившихся групп, но и старые добрые пластинки.

Sisters

 

В сотрудничестве с фестивалем проходила также конференция на тему «Вездесущие искусство и музыка: искусство и повседневность» под эгидой организации European Cities for Advanced Sound - ECAS. Конференция призвана способствовать обмену опытом между художниками из стран Западной и Восточной Европы, которые работают в сфере цифровой музыки. В пресс-релизе мероприятия было отмечено, что: «культура уже не является прерогативой традиционных центров искусства и музеев. Культурные события переместились в «населенные» пространства, где люди ведут свою повседневную жизнь. Акцент смещается в сторону «города», ведь урбанистическое пространство - это место объединения различных сообществ и различных форм медиа. Цифровые технологии меняют функцию города и устраняют границы между работой и игрой, превращая «шумовые загрязнения» в звуковые образы».

Tape

 

Несмотря на то, что в Украине относительно немного музыкантов экспериментального направления, они, тем не менее, достаточно активно презентуют Украину на европейских фестивалях и издаются на иностранных лейблах. Современная музыкальная культура - явление динамическое и чрезвычайно интересное. Собственно, интерес к фестивалю NextSound в соцсетях и общая позитивная атмосфера во время фестиваля подтверждает то, что в Украине сформировалась целевая аудитория, которая может воспринимать и оценивать экспериментальную музыку. Надеемся, что опыт таких фестивалей, как Nexsound, Kvitnu Fest, «Детали Звука», Электроакустика, EM-Visia, Биеннале музыкального искусства, будет способствовать увеличению количества музыкальных событий и развития новой музыкальной культуры.

 

Фото: Вячеслав Полянцев и Тарас Кравчук