Незаменимая реальность искусства. Odessa Contemporary Art в Киеве

Искусство – это, конечно же, один из способов познания и отражения действительности через авторское образное осмысление реальности – внешней или внутренней. Тем удивительней тематика и подборка представленных работ 17 одесских художников на выставке Odessa Contemporary Art, которую привез в Киев художник и куратор Олег Димов. Надо заметить, что выставка изначально успешно дебютировала в Харькове, в Центре современных искусств «ЕрмиловЦентр», собрав массу положительных отзывов. Сейчас Odessa Contemporary Art получает такой же мощный фидбек в столице. И это закономерно.

 

Здесь и далее – работы с выставки

 

Прежде всего, в глаза бросается полное отсутствие социалки, политики и прочих мрачных и нелицеприятных вещей, которые сейчас чуть больше, чем полностью, занимают (а то и заменяют) реальность в наших непростых краях в наше непростое время. В экспозиции выставки налицо осознанный уход от социальной тематики в сторону чистого искусства со всей вытекающей проблематикой: кто мы, что мы, зачем мы, почему мы, и «мы» ли вообще? Одиночество, психологическая изоляция, авторская рефлексия, эстетическая стимуляция мысли, взаимоотношения между художником и реальностью, между зрителем и произведением искусства. «Работа с контекстом как с поиском интерпретации не среды художника, но глобального осмысления своего места в искусстве», – говорится в тексте к выставке, и, возможно, именно эта фраза наиболее точно характеризует экспозицию.

 

 

 

 

Удивительно, но при всей экзистенциальной остроте Odessa Contemporary Art производит на самом деле очень легкое и позитивное впечатление, базирующееся скорее на созерцательности зрителя, а не на его соучастии и сопереживании. И здесь нельзя не отметить отличную кураторскую работу Олега Димова. Экспозиция получилась очень стильная и насыщенная, со своим настроением и атмосферой. Большое количество художников и жанровое разнообразие работ вовсе не производят впечатления антологии или компиляции. Напротив, проект смотрится довольно монолитно, с удачным цветовым решением и грамотной семантической динамикой.

 

 

 

 

Соседство живописи и фоторабот, коллажей и объектов, гобелена и металлических свитков, графики и скульптурных работ выглядит логично, выстраивая на подобном разнообразии художественного языка цельную картину всего проекта. Тема одиночества человека в очень художественных фотоработах Олега Димова, метафорично перенесенная на предметы интерьера, композиционно и стилистически перекликаются с работами одесского мэтра Сергея Белика, идейное родство и даже преемственность с которым Димов неоднократно подчеркивал. Эмоциональный монохромный фотоколлаж разных ракурсов одной собаки от Алены Рассветной весьма точно подчеркнут восхитительной и живой работой Ирины Озаринской – красочным коллажом фотографий органических отходов этих самых собачек, образно сползающим со стены на пол. Художник Bondero и Николай Лукин работают в разных жанрах и над разными смыслами, но ненавязчиво была подчеркнута идентичность их цветовых решений. «Золото» и черно-белая графика давно уже стали отличительной чертой художественного языка Франсуазы Оз и Богдана Перевертуна. Игра с протранством и живописной абстракцией Стаса Жалобнюка лишь подчеркивают мрачную экзистенциальность одноцветных пейзажей Альбины Ялозы. Финальный аккорд экспозиции, впрочем, выполнен в мажорном ключе мэтрами украинского современного искусства: потрясающий гобелен Ройтбурда, графики-притчи на металлических свитках от Гусева, невоспроизводимый микс техник от Звездочетовой.

 

 

 

 

Все это оставляет очень приятное послевкусие и снова возрождает веру в чистое искусство. Пытается ли выставка Odessa Contemporary Art выделить принадлежность данных художников к некоей «одесской» школе? Указывает ли на условную преемственность поколений? Вряд ли. Из текста к выставке: «Не очерчивание проблематики, а любопытство эксперимента. Необходимость выхода из времени, из контекста географических особенностей и прямое погружение в вечность – в искусство». И зритель действительно погружается не во что-то «украинское», не во что-то «одесское». Зритель погружается просто в искусство. Чистое и искреннее.

 

 

 

Фото – со страницы Gruppa в Facebook

 

**

 

Александр «Банча» Топилов – одесский музыкант и филолог. Изучал филологию в Одесском государственном университете в 90-х годах, тогда же начал играть с группой Стаса Подлипского "Клуб Унылых Лиц". В настоящее время вместе с Сергеем Бакуменко возрождает культовую одесскую группу "!Цирк". Пишет статьи обычно либо музыкальной направленности, либо об одесском современном искусстве. Публиковал в разных изданиях эксклюзивное интервью с гитаристом Марком Рибо и финским стрит-артистом Finsta, тексты об акциях Игоря Гусева, творчестве Сергея Бакуменко, выставках Ромы Громова. Известный блогер, в последнее время пишущий не столько музыкальные рецензии, сколько рассказы об Одессе и ее жителях: от известных и знаковых людей города до маргинальствующих фриков.