Новая румынская волна – творчество Кристи Пуи

Карина Караева о работах обладателя многочисленных наград и премий в области кинематографии - румынского режиссёра Кристи Пуи

Новая румынская волна, очевидно, обладает некоторым набором художественных особенностей, которые позволяют объединить некоторые фильмы в определенный художественный стиль. Картина, так, или иначе определившая направление школы – «Смерть господина Лазареску» Кристи Пуи, выделяется, прежде всего, достаточно конкретной почти документальной последовательностью, в которой существует предисловие, кульминация и финал, а также дистанцированностью от персонажа – этот метод позволяет режиссеру проанализировать определенную совокупность фактов, создаваемых героем. Соотнесенность персонажа  с окружающей средой составляют здесь единую кинематографическую атмосферу и особый, сознательно невыразительный ритм. В своем следующем фильме «Аврора» Пуи отказывается от повествовательности и стремится к определенной дискретности и условности.

Кристи Пуи

Если в «Смерти господина Лазареску» перемещение героя по различным больницам и госпиталям было не обусловлено, но составлял основной эмоциональный, драматургический и образный скелет, то в «Авроре» это перемещение заменено на бессознательный, крайне субъективный поступок. В «Господине Лазареску» персонаж постепенно превращается в неодушевленный предмет, режиссер заставляет зрителя испытать по отношению к нему весь букет чувств, от симпатии и сочувствия, до разочарования и отвращения к его телу, не столь страдающему, сколько издающему невнятные звуки и смердящему.

Кадр из кинофильма "Аврора" 2010

В фильме «Аврора» Пуи действует иначе – он растягивает действие, однако отказывается, как мне кажется бессознательно, точнее de facto, от любого зрительского участия – долгие сцены, в которых практически ничего не происходит, не усиливают эмоциональное состояние, но разрушают его. Очевидно, идея режиссера показать состояние человека «достигшего пределов всего человеческого», возможно продолжает в некотором роде цель «Господина Лазареску», который можно условно назвать историей больного, пережившего смерть. Однако в первом фильме Пуи ядром  режиссерского высказывания являлась определенная история, коммуникация персонажей.Здесь герой абсолютно выпадает из любой традиционной и нетрадиционной изобразительной и драматургической системы, что, как мне кажется, не совсем характерно для румынской новой волны – в работе Б.Д.Апетри «Окраина», продолжающего развивать идеи школы действие происходит в течение суток и сознательно построено в классической схеме отношений между персонажем и реальностью.

Кадр из кинофильма "Аврора" 2010

Возможно, Пуи рассчитывает именно на схематические отношения между зрителем и фильмом – восприятие-отторжение-сочувствие-отторжение. Этот способ, по-моему, был опробован в «Смерти…» финал фильма активно это символизировал, точнее, показывал тенденцию развития восприятия тела как объекта, подверженного мутации, как физической, так и изобразительной. Однако при этом Пуи не удается выстроить действие таким образом, чтобы оно могло связывать дискретные сцены – в конечном счете, история простого рабочего, разочаровавшегося в жизни, превращается в условную последовательность условно связанных между собой сцен, с условным финалом, который возможно, открывает условные возможности новой румынской волны.