Новогодние “няньхуа”

В Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко до конца января можно увидеть уникальную выставку китайской народной картины.

В предпраздничные дни у зрителей самое подходящее настроение, чтобы посетить выставку няньхуа, которая отражает всевозможные пожелания блага на предстоящий год. В Китае такие картины рисовали, затем вырезали на досках, печатали и раскрашивали в течение всего года, а в праздничные дни вывешивали у себя дома в качестве изящного, яркого и красивого талисмана с пожеланиями счастья, здоровья и богатства. В течении всего следующего года картина занимала самое почетное место в доме, а в канун очередного Нового года, старую няньхуа сжигали, а вместо нее вывешивали новую.



Чествование бога богатства Цайшеня на второй день нового года, Янлюцин, мастерская Дай Лянцзен, конец 19 в., ксилография

Истоки этого вида картин идут от культового буддийского искусства - традиционного изготовления бумажных икон с изображениями божеств и молитвенными текстами. Кроме того, няньхуа стали своеобразным продолжением картин-гравюр чжихуа, массово изготовлявшихся в 10—11 веках. Известно несколько центров этого искусства, самые популярные в находятся в городах Вэйфань, Уцянь и Мяньчжу, где для сохранения и экспозиции старинных образцов открылись специальные музеи. Выставка в музее имени Богдана и Варвары Ханенко представляет зрителю уникальные образцы конца 19 ст. из города Янлюцине.
Первоначально няньхуа создавали в технике эстампа. Деревянные клише поочередно накладывались на один и тот же лист, первое давало контур рисунка, а второе - цвет. В эпоху Мин няньхуа обогатилась разнообразными элементами классической живописи и профессиональной гравюры. Подъем популярности народных картин среди сельского населения в эпоху Цин привело к упрощению технологии, так как производством стали заниматься ремесленники, и утонченность старых мастеров свелась к контурному рисунку с примитивной раскраской от руки. Даже качество бумаги упростилось – ремесленники использовали фабричную желтоватую японскую бумагу, а позднее и китайскую низкосортную дешевую бумагу с шероховатой поверхностью. Подобная тенденция коснулась и красок: распостраненным явлением стало использование привозных европейских красок, к которым подмешивались белые квасцы.
Уже в начале 20 века конкурентами няньхуа стали картины, созданные в технике литографии и гравюры на меди. В 1930-40 годы появились агитационные няньхуа, что поспособствовало очередному расцвету, однако при этом ксилографический способ исполнения сменился типографским.
Играющие мальчики, Пожелание потомства и сыновей, которые вырастут как тигры (символ силы и могущества), Янлюцин, мастерская Дай Лянцзен, конец 19 в., ксилография

Разумеется, в современном музее картины няньхуа, как и все прочие старинные экспонаты, тщательно реставрируются. Китайские народные картины создавались мастерами на тонкой бумаге, с раскраской от руки анилиновыми красками с применением гуаши и белил или же в цветной печати. Специфичность реставрации подобных картин объясняется особенностями материалов: тонкой бумагой с высокой гигроскопичностью, обеспечивающая быстрое впитывание водорастворимых красок в процессе раскраски, а также особенностью самих красителей. Мастера-реставраторы стараются вернуть произведению старых мастеров первоначальный шик: яркость красок и четкость и изящество линий.
Рассматривая экспонаты выставки, можно заметить, что няньхуа подразделяются на две группы: повествовательные (лубки на литературно-фольклорные и театральные сюжеты) и неповествовательные (охранительные, календарные, благопожелательные и бытовые картины). О том, как задумывалась и создавалась экспозиция, рассказала куратор выставки, руководитель отдела восточного искусства музея имени Богдана и Варвары Ханенко, Галина Биленко:
“Фонды музея располагают значительным собранием - около 70 няньхуа, большая часть из них раньше находилась в коллекции киевского коммерческого института, который существовал до 1917 года. Его сотрудники привозили из своих экспедиций на Восток много интересных предметов, имеющих этнографическую ценность, а после революции эту коллекцию передали в музей имени Богдана и Варвары Ханенко. Кроме того, в нашем собрании няньхуа есть и эстампы из коллекции Жаспар, которые пришли в музей вместе с другими образцами восточной живописи. Добавлю, что в то время, когда Богдан Иванович Ханенко занимался коллекционированием (значительную часть своей восточной коллекции он купил в период русско-японской войны), у европейцев не было большого интереса к искусству няньхуа, поэтому он не приобрел ни одного образца. Широкая популярность появилась значительно позже, уже в 20 веке.
Цель нашей выставки – познакомить зрителя с таким интересным явлением, как китайский эстамп, ксилографически отпечатанные лубки. Мы также постарались интересно представить традиции эстампажа, издавна существовавшего в Китае. 
Няньхуа появляются как искусство ксилографии в раннем средневековье, известны такие изображения и в 17 веке, но настоящий расцвет приходится на 18 - 19 века. Это период роста национального самосознания, и тесно связанного с этим явлением, желанием китайцев утвердить свои национальные традиции.
Рассматривая няньхуа, очень важно правильно прочитывать символику - каждая деталь на картине не случайна. Это как общеизвестные символы: персик, цветок, птица, так и более сложная символика, которая отсылает нас к старой китайской литературе, к постановкам бродячих театральных трупп. Вот, например, на нашей выставке ярко представлен сюжет знаменитого романа времен Троецарствия. Характерно, что китайцы до сих пор снимают блестящие художественные фильмы на эту тему, хотя период Троецарствия отсылает нас к далекой древности, концу 2 и началу 3 веков… Есть в экспозиции и лубки, которые изображают семью, вот например картина, где показан весь обряд поклонения домашнему богу, который должен отчитаться Нефритовому Владыке про добрые дела семьи за весь прошедший год. Здесь мы видим воскурение благовоний, поднесение риса и мандаринов, а также печенья, изготовленного в виде слитков серебра. Дети хлопают в ладоши, женщина стучит в медную чашу, чтобы отогнать злых духов. 
Театральная картина, изображающая сцену "Дворец десятого сына Владыки" из пьесы по сюжету классического исторического романа "Троецарствие", Янлюцин, мастерская Дай Лянцзен, конец 19 века, ксилография, раскрашивание от руки

Каждая картина дает зрителю возможность погрузиться в особый мир, насладится яркими цветовыми сочетаниями, рассмотреть много интересных деталей. Выставка небольшая по количеству экспонатов, она включает в себя четыре рубрики: мы показали зрителю лубок новогодний, литературный, театральный и эстампаж. Кроме того, для полноты впечатления, специально поддержали экспозицию предметами декоративно-прикладного 
искусства, которые наиболее ярко отражают народный стиль. Например, показали фарфор – не тот, блестящий, который показан в альбомах музея, а такие образцы, где наиболее ярко отразилась стилистика народной картины. То же самое можно сказать и о статуэтке, и о тарелке: вся экспозиция выставки очень целостна. Эта удивительная экспозиция позволяет передать особое очарование древней китайской традиции наивного призывания счастья в дом и семью. Мы уверены, что благопожелательная картина няньхуа будет очень тепло встречена зрителями в новогодний период”. 
Елена Шапиро