Новые голоса виниловых «Пластинок»

«Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы».

Виктор Цой

 

На несколько недель выставочное пространство Карась Галереи превратилось в музейную экспозицию. Десятки виниловых пластинок, разнообразные виды проигрывателей и, главное, художественные «репродукции» музыкальных обложек, изданных преимущественно в 80-е годы.

Все эти присыпанные пылью времени объекты, в основном, были собраны участниками арт-группы МММ. Травматическая для постсоветского сознания аббревиатура расшифровывается как «Мастерская Молодой Мазок» и репрезентирует объединение таких творческих личностей, как Юрий Пикуль, Дмитрий Корниенко, Александр Долгий, Георгий Потопальский, Никита Наслимов, Андрей Симончик, Виталия Кальмуцкая, Алла Коллеганова.

Созданная в 2009-2011 годах на основании географического принципа (совместного проживания/творчества в мастерской на Андреевском спуске), группа мигрировала в «намоленное» пространство Ильинской, 16, где ранее по соседству располагалась галерея «ЦЕХ». Александр Долгий и Георгий Потопальский собственными силами отремонтировали и одушевили подвальное помещение, создав культурный прецедент под названием «Эфир» – «точку сборки» участников МММ, а также ценителей и инициаторов разнообразных мероприятий (музыкальных концертов, тематических вечеринок, видео-инсталляций, перформансов, поэтических вечеров).

В контексте самоорганизовывающегося художественного объединения вспоминается, в первую очередь, Парижская коммуна, но старожилы считают, что новому поколению не хватает масштабности и амбициозности: «Если раньше художники хотели завоевать мир, то сегодняшнее поколение напоминает немного аутистов, для которых искусство не инструмент, а способ или стиль существования».

Тем не менее, в 2012 году МММ взяла участие в конкурсе ЦСМ «Поиск: другие пространства». Участники арт-группы «прокатили» по киевским подъездам «Культурный шар», после чего в лифтах осталось более 50 живописных репродукций известных картин. В рамках проекта было также «преодолено 15 металлических лифтов, 17 вахтерш и 23 кодовых замка».

По мнению куратора галереи Евгения Карася, выставка «Пластинки» имеет в первую очередь социальную ценность, поскольку служит своеобразным выведением участников МММ из андерграундного на институциональный уровень. Несмотря на то, что идея выставки родилась у Александра Долгого и Георгия Потопальського ещё 2 года тому назад, некоторые работы попали в галерейное пространство только за несколько часов до открытия выставки. В данном проекте арт-группа представлена работами Юрия Пикуля, Никиты Наслимова, Александра Долгого, Андрея Симончика. Вместе с ними экспонируются работы их друзей Ирины Костишыной, Павла Маркмана, Игоря Канивца, Маргариты Шерстюк.

Многие меломаны с ностальгией вспоминают времена, когда они охотились за пластинками по разным барахолкам. Трудности, связанные с проблематичностью добычи, существенно влияли на отношение к музыке и ее восприятие. Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку. Гипотетически, первая звукозапись была сделана в 1860 году французом Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем. С помощью «фоноавтографа» он записал десятисекундный отрывок народной песни. Хитрое устройство процарапывало звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы.

Агузарова Маргариты Шерстюк


С помощью грампластинок стало возможным массовое тиражирование музыкальных проектов. В СССР идеологически неформатные музыкальные произведения записывались в подпольных студиях на рентгеновских плёнках. Отсюда выражение «джаз на костях» или «записи на рёбрах».

Процесс ревитализации старых изображений с помощью холста и красок сложно назвать новым, точно так же, как и использование старых вещей для инсталляции, но, тем не менее, ребятам удалось воссоздать атмосферу олдовых квартирников и андерграундных клубов. Выставка с незамысловатым названием репрезентует не просто набор живописных работ, но и поколение молодых художников, большинство которых родилось в 80-е.

Высоцкий работы Юрия Пикуля

 

Поностальгировать под какофонический аккомпанемент Окуджавы, Агузаровой, Высоцкого можно в Карась Галерее до 15 июля.