Обзор «Украинских новостей»
C 15 марта по 26 мая 2013 года в варшавском Центре современного искусства «Замок Уяздовский» проходит масштабная выставка под названием «Украинские новости». Она является своеобразным ответом украинских институций на представительный «десант» польского искусства, состоявшийся прошлым летом в Национальном художественном музее Украины («Культурный груз») и Мыстецком Арсенале («Двойная игра» в рамках АRSENALE 2012). Национальный художественный музей Украины предоставил на выставку работы классиков из своей коллекции, а Мыстецкий Арсенал поучаствовал «интеллектуальным ресурсом» в лице Александра Соловьева и организованного им цикла лекций о современном искусстве Украины, первая из которых была прочитана им самим на следующий день после вернисажа.
По замыслу куратора Марека Гожджевского, в фокусе внимания на выставке должна была оказаться прежде всего деятельность художественных активистов – как объединенных в группы, так и одиночек, - которые активно включаются в различные социальные движения. Также он задумал показать некие общие для посткоммунистических стран тенденции, проявленные в локальном украинском опыте в виде распространения политически ангажированных художественных практик. Художественные методы, ставшие актуальными в борьбе за городское пространство, в противодействии дискриминационной политике государства, выявлены в фотодокументации, видео-арте, инсталляциях объединений Худрада, Группа предметов, Центр визуальной культуры, SOSка и Р.Э.П., ярко характеризующих формы самоорганизации современной художественной жизни Украины. Некоторые работы были отобраны Гожджевским в процессе подготовки выставки, которая велась в тесном сотрудничестве с украинскими кураторами, исследователями и другими участниками художественного процесса, а некоторые были реализованы прямо на месте и подчинены формату выставки и самому пространству старинного Замка Уяздовского.
Хотя своим названием выставка отсылает ко всему свежему и злободневному, она содержит значительную ретроспективную часть – работы 1990-х годов, в частности, Олега Голосия и Александра Гнилицкого, Андрея Сагайдаковского, Игоря Дюрича и Игоря Подольчака, Виктора Марущенко, Максима Мамсикова. Их присутствие оправдано необходимостью выстроить некоторую линию идейной преемственности и преодолеть культурную амнезию: именно в Замке Уяздовском двадцать лет назад, в 1993 году под кураторством Ежи Онуха состоялась первая в Польше значительная выставка современного украинского искусства «Степи Европы». Она строилась вокруг двух ключевых фигур, знаковых для Украины начала 1990-х – Андрея Сагайдаковского и Олега Голосия, выросших из различных художественных традиций одной страны и связанных с двумя центрами современного искусства – Львова и Киева, которые были тогда для куратора своеобразными полюсами одной ситуации (в которую вписывалась еще и Одесса). Живопись и инсталляции, представленные тогда на «Степях Европы», задействовали визуальные языки мировой классики и соцреалистического прошлого и основывались на анархическом чувстве свободы, присущем тогда искусству постсоветской Украины. По признанию самого Ежи Онуха, для него «Степи Европы» были попыткой представить на Западе некую полузакрытую магически-мифическую территорию.
«Украинские новости» также охватывают основные центры современной художественной активности. В 2013 году ими являются Киев, Харьков, Донецк и Львов, а такая важная для ситуации двадцатилетней давности Одесса из списка исчезла. Теперь понятие «территории» сменилось ощущением стремительно бегущего времени, и для Марека Гожджевского, как кажется, принципиальным стала именно эта попытка «сверить часы», узнать нечто новое из жизни мира, который за 20 лет стал достаточно известным и понятным.
Это «теперешнее» время, его пульс и напряжение удачно выражены в фотографии Александра Бурлаки на афише и пригласительном «Украинских новостей»: работа Жанны Кадыровой в самой гуще недавних протестных акций по защите Гостиного двора в Киеве. Она как бы концентрирует основные темы, раскрываемые художниками в рамках выставки, - индивидуальный опыт как часть общественного и замещающего его в ситуации публичной непроговоренности (Никита Кадан, Николай Ридный), проблемы идентичности (Алевтина Кахидзе) или неумирающих идеологических мифов (Роман Минин). Экспозиционное решение построено как на заострении индивидуального высказывания (например, презентации в отдельных пространствах проектов Николая Ридного, Жанны Кадыровой, ЦВК или SOSки), так и на разомкнутости, открытости диалога между отдельными работами. Среди таких наиболее удачным стоит назвать соседство инсталляции Лады Наконечной «Эксперимент 1. Пространство» и видео Арсена Савадова «Непрогэс», связанных с анализом места наследия советской архитектуры в современности.
«Украинские новости» - еще один этапный выставочный проект, который демонстрирует видение украинской ситуации со стороны, безусловно, во многом определенное индивидуальной позицией куратора. В данном случае, выбор имен и отбор работ заставляет задуматься над особенностями отечественной художественной практики, где главный акцент сделан на усвоении и изживании травматичного постсоветского и постколониального опыта, на преодолении разрыва между обществом и искусством, участия последнего в формировании коллективной исторической памяти и стремления чутко реагировать на социальные коллизии. В этом отношении выставка является довольно внятным и последовательным высказыванием, оставляя за скобками других представителей современной украинской художественной сцены, но одновременно достаточно определенно очерчивая ее характерные черты.
Оксана Баршинова
Фото: Александр Бурлака