Оксана Мась: «Искусство делает нас людьми, именно культура создает цивилизацию»

Сейчас в ArtUkraine Gallery в Киеве проходит выставка работ Оксаны Мась, а в январе персональную выставку художницы в трех залах Palazzo Serbelloni покажет миланский офис аукционного дома Sotheby's. Это произойдет после завершения 7 января ее выставки Spiritual Cities в миланском музее современного искусства Museo arte Gallarate (MAGA). Эти события – знаковые не только для художницы, но и для нашей страны. Оксана Мась стала первым художником постсоветского пространства, чьи работы заинтересовали MAGA. А персональные выставки современных авторов Sotheby's организовывает в исключительных случаях. Art Ukraine побеседовал с Оксаной Мась о том, чем украинское искусство сможет быть полезно миру.

 

Твои работы предложили выставлять на мировые торги, а не как это было принято для украинских художников на Contemporary East или Russian Art?

Это очень важно и означает, что мое искусство оценено как часть мирового. Вписано в мировой контекст выставками в Милане, выставкой в Sotheby's.  

 

Оксана Мась и Наталья Заболотная на открытии выставки «Духовні міста» в Art Ukraine Gallery


Выход на Sotheby's для художника словно выход на IPO для компании: признание качества и перспектив создаваемого продукта, помощь в продвижении. Твои работы уже трижды участвовали в аукционах этого дома, насколько важна персональная выставка?

О персональной выставке в Sotheby's я даже не мечтала. Конечно, хотелось перейти на мировые торги. Амбиции - всегда хорошо, они создают смысл, вектор развития. Года два назад я бы больше радовалась этой выставке. Но сегодня осознаю, что и я, и мои проекты уже на таком уровне, когда биржевое продвижение мало что изменит. Художники в аукционных домах играют те же роли, как компании на бирже. Коллекционеры ставят на авторов, как на компании, рассчитывая, что картины/акции благодаря идеям их создателей будут расти в цене. Это рыночный взгляд на искусство, это не плохо и не хорошо, это данность. Деньги – побочный продукт арт-бизнеса, как любого другого бизнеса. Но создает он смыслы, музыку, одежду, архитектуру, кулинарию в конце концов.

 

Но как ни крути, именно искусство нас отличает от животных, именно оно делает нас людьми, именно культура двигает нас в будущее.

 

Тут и далее – работы Оксаны Мась

Все изображения предоставлены художницей

 

Что покажут на Milan Sotheby's?

Под мои работы отдали три зала, всю выставочную площадь. Из 150 работ, представленных на выставке в MAGA, выбрали большую сферу с деревянными расписными элементами в форме яиц, работы из «черной серии» Total WiFi, работы со стикерами Mandala Dance. Кстати, по итогу выставки MAGA приобретает две работы из проекта People и ведет переговоры о покупке еще нескольких. Музей специализируется на абстракционизме и, по их мнению, проект Mandala Dance - новая грань этого стиля. В абстракции тяжело что-то новое придумать, а здесь объемный объект, яйцо, выведено в плоский объект, стикер, и из них уже выстроен некий бесконечный объект, плоскость. А еще часть работ с выставки в MAGA показывают до марта в коллаборационном проекте MAGA в аэропорту Мальпенса.

 

Для меня все три миланских проекта – настоящий прорыв. MAGA никогда до этого не работали с постсоветским пространством. Мы подали заявку на общих основаниях, потом общались с советом музея около 2,5 часов, наши идеи были приняты к обсуждению. Они предложили даже сделать спецпроект для их пространства, 2,5 на 24 метра метра.

 

 

Я очень переживала. Потому что отбирали работы итальянцы, которые поколениями живут среди шедевров, их просто так не очаруешь. Надо предоставить качественное мировое искусство, и на уровне идей, и на уровне концепций, и на уровне исполнения.

 

Сейчас твоя выставка проходит в Art Ukraine Gallery в Киеве. Какие работы подбирали для нее, особенно учитывая, что последний раз в Украине ты экспонировалась 10 лет назад?

Здесь представлены более 30 работ из разных серий, из проектов, которые продолжаю. Все они так или иначе связаны с темой, которую изучаю, культурный код человечества. Например, "Sketch for Horse" – часть проекта Post vs Proto-Renessans, есть работы из серий Total WiFi, Mandala Dance. Впервые в Украине демонстрируются работы из серии Spiritual Cities. Из планов известных культовых сооружений, соборов, мечетей, собраны рисунки, которые символизируют единство пространства для всех, пространство для мыслей, переживаний, места для примирения, где все смогут друг друга понять.

 

Почему важно участие украинского художника вне «национальных» торгов?

В мировое искусство с нашей территории зашли Шагал, Малевич, Кандинский, Сутин, Архипенко. И тут все понятно: они подарили миру новые идеи, новые понятия, тот же супрематизм. Ты не сможешь с миром «говорить», если не мыслишь, не пытаешься докопаться, как развивается человечество, не предлагаешь «новый паззл», новую деталь в мозаику мироздания. Это очень сложная задача, практически невозможная. Так получилось, что с нашего пространства за последние десятилетия на мировой уровень вышли только Илья и Эмилия Кабаковы. Они объяснили миру на языке искусства, что такое перестройка и что такое был коммунизм. И мир понял через них, что происходило у нас. Потому что в СССР был только соцреализм, а по нему, как и по работам Лени Рифеншталь, можно изучать лишь идеологические мессиджи, о совершенстве духа, о строительстве социализма. Это не язык искусства, это язык пропаганды. А Кабаковы разъяснили, что же было на самом деле – в скульптурах, инсталляциях.

 

 

Для меня выход на мировые торги Sotheby's –  возможность пояснить через искусство природу славян. Тех «белых» людей, которые спустя тысячелетия жизни рядом с западными европейцами, остаются непонятыми. Речь не только о украинцах. Болгары, чехи, словаки, словенцы... Эксперты Sotheby's поэтому мною заинтересовались, что мои проекты их цепляют. Они начинают понимать, что это за этническая зона.

 

Но прежде чем рассказать что-то новое миру, на современном языке, надо понять, кто ты и откуда ты. Этот момент крайне важен для европейцев. У меня прошлым летом в Лондоне брала интервью Джозефина Ри, дочь Криса Ри. Значительная часть ее вопросов были личные: откуда моя семья, сколько лет роду, чем семья занималась до 1917 года, как мы пережили сложные времена и т.д. Потому что не только для англичан, но и для всего мира человек ниоткуда не берется. У нас, к сожалению, произошла прерывность времен, связь поколений была разорвана. Но незнание не освобождает от влияния. То, что мы живем на этой территории, то что пьем, едим, на что смотрим – все влияет на то, как мыслим.

 

 

Понять Украину можно через искусство. Однако нельзя сказать, что украинское искусство представляет собой систему, общность. Когда меня спрашивают, что такое украинское искусство, очень сложно пояснить. Ни на одной известной международной ярмарке украинского искусства нет. Почему? Качество искусства, которое сейчас предлагает Украина, не востребовано миром. Еще не произошло осознание культуры как таковой, гораздо легче, и мы это наблюдаем, скатиться в национальные моменты. Но это есть везде! Англичане принципиально не едят французскую говядину и т.п. Мы думаем, что углубление в национальные традиции - уникальный путь, но это делают в любой точке мира. Такие «этнографические» решения дают эффект лишь вкупе с подстегнутым той или иной причиной вниманием развитых стран. Например, африканское искусство сейчас интересно миру, который стремится понять этот континент с его проблемами. Спрос на искусство Латинской Америки стимулировало озвученное намерение Трампа построить стену на границе с Мексикой. На волне протеста цивилизованного общества элементы латиноамериканской культуры, например, те же вышивки, стали активно внедрять в массовую культуру, коллекции модных домов. И Африка, и Латинская Америка дают «новую кровь» цивилизации.

 

Украина может стать «новой кровью»?

С одной стороны, мы находимся на европейской территории, но с другой, до сих пор не являемся частью общеевропейской цивилизации. Высшие учебные заведения у нас открывались с XVI-XVII веках. В это время в Европе уже были выстроены система образования, банковская система, построены все знаменитые соборы, написаны знаменитые картины. Мы очень сильно отстали, наше искусство все это время лишь догоняет, повторяет то, что сделано в Европе и мире.

 

 

Есть ли шанс догнать и найти взаимопонимание?

Для «рывка» надо научиться наконец создавать современный продукт. Мое мнение: надо отступить несколько шагов назад, еще до Возрождения, изучить нашу культуру тех времен и разобраться, что там есть.

 

Если осмыслим и переосмыслим кто мы и что мы, если у нас хватит воображения, знания науки, понимания, куда движется цивилизация, то сможем создать некие смыслы и быть полезными себе и миру.

 

Именно этим ты и занимаешься, изучая коды, записанные на яйцах?

Да. Яйцо - понятный всем культурам символ возрождения. Например, они упоминаются в индийских Упанишадах. Мне кажется, идеи, объединяющие человечество, в нашей культуре сохранились четче, чем в других. Но я верю, что у всех наций общий культурный код. Доказательство этой гипотезы я получила во время проекта Post vs Proto-Renessans, где из расписанных яиц собираем Гентский алтарь, в котором приняли участие люди из 60 стран. Когда приходили яйца из Южной Америки, Израиля, Австралии, я видела одинаковые рисунки, а люди описывали их как традиционные орнаменты. Пора осознать, что эти орнаменты сохранились не только в нашей стране, а во всем мире, просто мы не особо интересуемся культурой других стран.

 

 

Путешествуя по миру, пытаюсь понять, насколько этот код был цельным. Для меня расписанное яйцо - определенно четкая кодировка портала. Яйцо, которое берут в дорогу – сгусток энергии, символ жизни. На нем рисуют некий код и открывается портал – на хорошую дорогу.

 

Я отталкиваюсь в изучении культурных кодов именно от объединяющих моментов. Например, хочу разобраться, почему люди в разных странах рисуют на яйцах одни и те же рисунки. Говоря о том, что это только украинская традиция – мы себя обделяем. Понимая, что это делают все – мы сближаемся с миром, и эта идея привлекательнее.

 

Сейчас время объединения – Интернет стирает границы. Мне нравится современная архитектура – тоже универсальный язык. Эко-дома, open space – эти сигналы понятны всем. То же с кинематографом, музыкой. Есть нюансы, но темы и характеры понятны всем в любой точке мира.

 

Если мы соберем по крупицам первоначальный культурный код, то сможем наконец стать заметными на культурной карте мира.

 

 

Ты исследуешь культурный код во многих своих проектах?

Эта тема есть и в сферах добра, и в «человечках», где в силуэтах невозможно определить национальность и религию, и в серии со стикерами… И в «черном проекте», который опровергает штамп, что черный –  финал, занавес, итоговая точка. Нет, как только ты начинаешь изучать этот цвет, идешь вглубь черного, то понимаешь, что там бесконечность, старт. Кстати, этот мотив можно найти во всех культурах. И конечно проект «Духовные города», который меня сейчас очень занимает и что очень радует, находит отклик у зрителей во многих странах. Конечно, нельзя говорить, что мы все одинаковые, но мы все - люди. Ни на горах, ни на море не нарисованы границы. Это все разделение ради власти и денег…

 

Людям страшно быть просто людьми. Легче «идентифицироваться», надев на себя ограничители…

Осознав, что ты человек, надо постоянно развиваться, чтобы, приехав в любую точку мира, быть уместным. Надо много знать, читать, изучать - себя в первую очередь! - работать над собой. Очень легко скатиться в национальные отличия, подчеркивать их. Я – француз, я – китаец, я – украинец. Но это смешно и бесперспективно. Легче искать врагов вне, чем признать, что основные проблемы в тебе лично, в твоей лени и нежелании развиваться. Гораздо тяжелее найти общие моменты, стать чем-то цельным. Убрать личное и сказать: я – человек, такой же, как ты. И тогда в тебе прорастают идеи, понятные миру. Те же «Духовные города» или социальные проекты. Вот это настоящий кайф, а не продать картину за миллион.

 

 

Ты экспериментируешь с форматом, теперь проект Post vs Proto-Renessans, собирающий Гентский алтарь из расписанных яиц, продолжается в Интернете?

Мы запустили с 1 декабря интернет-платформу в тестовом режиме. Любой человек в мире может зайти сюда, расписать яйцо и оставить его в виртуальном виде. Мы решаем: развивать проект только в Интернете или «вытаскивать». Возможно, будем рисунки печатать в 3D и собирать дальше элементы алтаря. Но однозначно – Интернет раскрыл огромное количество неизведанных дорожек. Музеи делают виртуальные путешествия по своим экспозициям. Билл Гейтс получил право оцифровать все величайшие произведения искусства. Теперь можно повесить дома экран и вывести на него любой шедевр. В данных примерах Интернет - инструмент, который позволяет перевести произведение искусства на другой язык.

 

А еще искусство можно создавать в Сети и там же оставлять, примеры этого мы уже видим. Но самое главное: разросшиеся социальные сети сами способны создавать искусство. Потому что колоссальнейшее число людей находится там и легче способа объединить их на сегодня нет. Я знаю это на собственном опыте, ведь мы рассылали яйца для Post vs Proto-Renessans ящиками по всему миру. Процесс очень трудо-, время- и финансово-затратный, а из 100% возвращалось 70%. Интернет гораздо эффективней решает задачу коллаборации.

 

Я написала магистерскую работу на тему «Арт социальных сетей» на философском факультете в Одессе, сейчас пошла учиться в Полтаве на искусствоведа, хочу там защититься, потом подтвержу статус за рубежом. Хотя в Институте Ка'Фоскариа в Венеции предлагали сразу защищать докторскую у них.

 

 

Что же такое арт социальных сетей?

Рисовать умеют все. Это идея не нова, но никто не создавал платформу, чтобы это доказать. Художником может стать каждый. Тот, кто разрисовал яйцо, получает сертификат, что он автор алтаря. И где бы проект не демонстрировался, человек получает отметку, что его объект выставлен в музее или показан в Европарламенте. 

 

Но как только пропадает электричество или сеть – нет объекта. Вы продумали способ перевода в оффлайн?

Сейчас специалисты адаптируют японский аппарат, который сможет наносить рисунок на овоид. Мир многовекторный. Если у тебя есть идея – можно найти специалиста, который ее поможет решить, вне границ. Если идея захватывает – желающих ее отточить, улучшить достаточно.

 

Post vs Proto-Renessans -  не проект между художником и галереей, на продажу, это реальный проект, его идея вдохновляет людей всего мира. И арт-общественность, как оказалось, очень широка и активна. Безусловно, чтобы вывести алтарь «в реал», нужны значительные капиталовложения. И мы получаем сигналы от благотворительных фондов, которые готовы участвовать в его реализации. Почему? Да потому что именно художники вдохновляют, создают идеи, которые меняют цивилизацию.

 

 

Каким образом искусство меняет цивилизацию?

Художники считывают, что беспокоит людей и предлагают те или иные решения. Искусство снова становится активным. Ключевое слово – воображение – создает цивилизацию. Ты не можешь заниматься современным искусством, не интересуясь наукой. Это мир идей, мир размышлений. Философы, мыслители, ученые и художники – именно творческие люди придумывают нашу цивилизацию, прорабатывают «образ будущего», дают имена каким-то предметам и вещам, которые уже потом воплощаются в физическом виде.

 

Но зачастую актуальное современное искусство откликается на негатив, и совсем не добавляет гармонии вокруг.

Увы, это правда. Сейчас дефицит интересных, жизнеутверждающих идей. Легко отражать идеи мрачные, но создавать жизнеутверждающие –  огромный труд, над собой прежде всего. Но потребность в творчестве есть у всех людей. Создавать - это и есть норма, природа человека. Будущее – за позитивными идеями.