Олег Тимченко: «Можно не знать, что нужно делать, но нужно точно знать, чего делать не нужно»

С 15 по 20 июня на 15 площадках Киева проходила неделя искусства Kyiv Art Week, в которой участвовали институции и галереи из Украины, Армении, Беларуси, Грузии, Польши, Литвы, Франции.

 

Галерея Gamrekeli (Тбилиси) представила проект «Кульминация» Олега Тимченко. «Почему был выбран Тимченко? Олег наиболее интересный современный художник в Грузии. Его работы вышли на высокий международный уровень, продаются на ведущих аукционах Лондона и Нью-Йорка. Галерея Gamrekeli работает с Олегом в течение многих лет, и мы хотели представить его творчество украинским ценителям искусства», – так выставку комментирует её куратор Хатуна Меликишвили.

 

Олег Тимченко отдает предпочтение фигуративным символам, являясь не отдалённым рассказчиком, а эмпатичным участником каждой рассказанной им истории. В его работах реальность переходит на символический уровень. Он воплощает своих героев в образах людей, животных, растений, предметов и, в конечном итоге, уникальное содержание обретает оболочку. Сохранив свой исторический или культурный контекст, эти герои становятся персонажами гипер-реального мира, созданного художником. Его личные чувства трансформируются в вечные темы с участием любви, смерти, боли, радости. Гротескно, но не утрировано; по-детски, но не наивно.

 

В интервью ART UKRAINE автор рассказал об истории создания проекта «Кульминация», экспериментальных работах, отождествлении себя с искусством.

 

Олег, в своих работах вы отдаёте предпочтение серийности или же фрагментарной автономности?


Конечно, я работаю сериями, но каждая последующая серия не похожа на предшествующую. Поэтому когда мне задают вопрос о моей привязке к определенной стилистике и темам, которые я затрагиваю в своих работах, я не могу ответить, потому что в таком случае нужно судить о моем творчестве в целом. По проекту «Кульминация», например, сложно судить: в нем я освещаю конкретную мысль и задачу. Но это не значит, что я всегда придерживаюсь такого вектора работы и подобной стилистики гротескного реализма. С каждой новой серией мне интересно узнать что-то новое в себе и, конечно, представить это зрителю. Я люблю делать сюрпризы на вернисажах. Когда задумываю новую выставку – хочу, чтобы она была диаметрально противоположной предыдущей. Создаю радикально новое. Мне надоедает делать одно и то же, я не помещаюсь в этих рамках.

 

Здесь и далее – работы Тимченка из проекта «Кульминация»

 

Расскажите вкратце об истории создания серии «Кульминация», которая была представлена в рамках Kyiv Art Week в галерее D12.

 

Я пребывал в своих раздумьях, и вдруг меня озарила мысль, спровоцировав меня на крик. Впоследствии я начал работу на холсте, и мне показалось, что крик уже имеет достаточно тяжелую эмоциональную нагрузку, и прибавлять к нему другой будет слишком. Тогда я решил изменить взгляд на эту тему, дополнив её криком счастья, удовольствия, и показал в таком же ракурсе весь спектр эмоций в наивысшей чувственной точке. Так в проекте оказалось 9 картин, в которых нашли отображение боль и удовольствие, страдание и счастье, радость и обида. Но всё же визуальная часть едина. Концептуальным обрамлением стала цитата из романа Германа Гессе «Нарцисс и Гольдмунд»: «Боль и желание могут быть похожи друг на друга как родные». Не все отгадывают, какая именно эмоция изображена на холсте. Иногда попадают. Когда не могут разгадать и напрямую задают вопрос, то я рассказываю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возвращаясь к истокам, помимо живописи, уделяли ли вы внимание экспериментальной деятельности?

 

Мои первые выставки были в Берлине, Лондоне, Париже. Тогда особое внимание я уделял слайд-проекциям, фоном для которых служили деревья. В 1998 году, в Праге, таким образом спроецировал на воду изображение Офелии, которая воплощает в себе парадоксы красоты и бренности. Техническая мистификация была такой: вода ведь не держит изображение, поэтому своеобразным экраном выступал плот, который находился под водой, и проектор, закрепленный под Карловым мостом. Этот мост пешеходный, движения машин на нём нет. Взглядам прогуливающихся там людей открывалась фигура Офелии в цветах на глади воды. Размеры её были 8х3 метра. Она колыхалась на ветру, создавая ощущение реальности. Этот образ был виден отовсюду, все останавливались и завороженно смотрели.

 

«Офелия» (1998, видео-инсталляция, Прага)

 

Можете ли среди своих работ выделить значимую, знаковую?

 

Все мои серии разные, но одинаково мной любимы. Одна из моих знаковых и значимых работ – бетонный куб 50х50 см. В своём родном городе я решил устроить акцию. Каждый её этап был сфотографирован. Сначала мы пошли на базар, там я выбрал лучшую розу; затем мы пошли на цементный завод, сделали стальную форму, положили на дно розу и залили бетоном. И все. После этого я розу не видел, но я знал, что она была внутри. Куб был абсолютно обыкновенным, но когда внутри него роза – он становится другим в восприятии. Установили этот куб в галерее и сделали раскадровку всего процесса. Я не акцентировал на этом внимание и нарочно не делал надписи. После выставки розу решили далеко не увозить и установили в Александровском саду возле галереи (опять же, без названия и сопутствующих фотографических материалов). Она стояла там 2, а может, 3 года. Получилось универсальное место: на нем сидели влюбленные, разворачивались импровизированные застолья – это было место для встреч и общения. Кант считал «вещи в себе» непознаваемыми. Знание относится только к явлениям, а вещь в себе остаётся непознанной нами. Вот и в кубе была сокрыта роза. Искусство ведь не только в визуальном, но и в содержании, то есть, в сокрытом. Ведь снаружи все кубы одинаковы.

 

«Роза в кубе» (1997, перформанс, Александровский сад, Тбилиси)

 

Или вот еще, к примеру, проект под названием «Игра». Из галереи Gamrekeli, где состоялась презентация, мы повезли этот проект в Москву. Это был функциональный объект. Суть в том, что на стеклянной прозрачной шахматной доске с синими клетками располагались прозрачные шахматные фигуры. По сути, начиная партию, играешь вслепую, потому что после нескольких ходов фигуры, будучи идентичными, смешиваются, и теряется представление о том, где твоя фигура, а где противника – доиграть партию невозможно. Все это подкреплялось видео, которое проецировалось снизу вверх на доску. Видео основывалось на документации событий ХХ века: революции, война, Гитлер, атомная бомба, Гагарин, Кассиус Клей, электрический стул, битлы, роллинги – вся документальная информация, представленная в виде коллажа. И вот ты сидишь и смотришь это видео на шахматной доске, играешь прозрачными фигурами партию, и вот идёт война. Партия, которую нельзя выиграть.

 

Какие факторы являются для вас главенствующими в искусстве?

 

Риск, постоянное состояние готовности, умение видеть в обыденном необыкновенное, способность различать ремесло от искусства, развитие художественного слуха. Как дирижер чувствует фальшивую ноту, так художник должен чувствовать несозвучность линии, формы, цвета. Я думаю, что искусство не требует объяснений. Его нужно прочувствовать, а потом уже понимать или не понимать. Иногда, конечно, приходится объяснять некоторые нюансы с точки зрения концептуального. Но когда зритель понимает все сам — это лучшая оценка для художника. Да и самому важно быть зрителем. Рад, что живопись еще жива. Сейчас выбор инструментов настолько велик, и в этом заключается вся сложность и вся простота. Я считаю, что не нужно гнаться за эффектами – это не главное.  Свои работы я делаю искренне, чтобы оставаться честным перед собой. Никогда не акцентирую внимание на коммерческой составляющей. Нужно высказаться честно – этого достаточно. Однажды мой близкий друг Сергей Параджанов, который, безусловно, был моим учителем и наставником, сказал мне: «Что ты ищешь? Все у тебя под ногами!».

 

Олег Тимченко родился в 1957 г. в Тбилиси. Окончил Тбилисскую государственную академию художеств в 1982 г. Живет и работает в Тбилиси.

 

Избранные персональные выставки:

 

2015 - "Culmination", Gamrekeli Gallery - MOMA, Tbilisi, Georgia.

2013 - "CROSS", Gamrekeli Gallery, Tbilisi, Georgia;

2013 - "Black&White", Gamrekeli Gallery, Tbilisi, Georgia;

2011 - "Come Together", Art Bazaar, New York, USA;

2008 - "The Condition", Tbilisi, Georgia;

2008 - Embassy of Georgia, Hague, Holland;

2005 - Center Point Gallery, Tbilisi, Georgia;

2004 - "Nostalgia", Botanical Garden, Tbilisi, Georgia;

2003 - Gallery Hobby, Tbilisi, Geogia;

2001 - "Game", N Gallery, Tbilisi, Georgia;

1998 - Project "Ophelia", Video-installation on the river, Prague, Czech Republic.

 

Избранные групповые выставки:

 

2008 - "The Condition", Embassy of Georgia, Haag, Netherlands;

2006 - "Exhibition", Modern Art Center, Moscow;

2003 - "Transmission", Pristor Gallery, Bratislava;

2000 - "Au Verso de l'histoir", La ferme du Buisson, Paris;

1998 - "Transformation", Unesco, Paris;

1998 - "Ophelia", Prague;

1997 - "Multiple Identities", Nexus Gallery, Atlanta, USA;

1993 - "Evidence", Bell Gallery, Basel, Switzerland;

1992 - "Heat&Conduct", Arnolfini Gallery, Bristol,  Mappin Art Gallery, Sheffield, UK;

1988 - "Modern Art of Soviet Union", UNESCO, Paris, France;

1987 - "10th Floor', Friedrich Gallery, Koln, Germany.

 

Работы находятся в коллекциях:

 

Tsaritsino Museum of Contemporary Art, Moscow, Russia

Ludwig Museum - Budapest, Hungary

Tbilisi Museum of Contemporary Art

Office of Mayor of Bristol

Gallery of Francoise Fridrikch - Koln, Germany

Vien Gallery - Vienna, Austria

Wolfgang Flatz - Personal Collection

President Saakashvili - Personal Collection

Badri Patarkachishvili - Personal Collection

Liana Lobzhanidze's private collection, Tbilisi, Georgia

Tatyana Kolodzei Foundation – USA

Rosa Marquise Private collection, Amsterdam, Holland, France, USA, Germany, Russia