Осада как состояние. Почему компьютерная игра «Vasilis» – искусство
Никита Филоненко уже успел проявить себя как художник. Были персональные выставки в небольших галереях родного Харькова. Был проект «Захват» – фотографии харьковских зданий с дорисованными графическими метаморфозами, которые нужно было бы искать и считывать с QR-кодов по всему городу, если бы не потеря актуальности, из-за которой он лег на полку. Поступив в Харьковскую академию дизайна и искусств на монументальную живопись, уже на втором курсе Никита понял, что это не его. Поэтому на протяжении последних двух лет художник делал игру…
Тушь и пиксели
«Vasilis» – история пожилой женщины по имени Василиса. Она отправляется на поиски внезапно пропавшего мужа Петра по мрачному черно-белому городу. Сюжет игры не линеен – концовка зависит от действий игрока по ходу истории.
Кадр из игры. Здесь и далее все изображения и фото – с официальных страниц «Vasilis» в социальных сетях и сайта gamejolt.com
Для воплощения своего замысла в жизнь Никита около года учился программированию. Делал все сам: писал сценарий, рисовал персонажей и локации тушью на бумаге, создавал код, причем, зачастую – одновременно. Музыку любезно попросил у проектов Immortal Television и Dao De Noize (Харьков), а также у kriskarter из России.
Никита Филоненко в процессе создания «Vasilis»
Каждое движение персонажей, каждую деталь игровой среды приходилось прорисовывать вручную. Затем фотографировать и уже в цифровом виде обрабатывать на компьютерном движке, который превращал статичный черно-белый арт в анимацию. Черно-белым, по словам Никиты, он стал не сразу – изначально в «Vasilis» был цвет и даже боевая механика. Когда начался Майдан и война на востоке Украины, пришлось отсекать лишнее и менять акценты. Самым сложным было именно вылавливание программных ошибок – оно стоило автору не одну бессонную ночь.
Определить жанр «Vasilis» опытным игрокам будет несложно. Это двухмерный квест, вдохновленный играми московской студии Ice Pick Lodge и небольшими инди-игрушками компании Harvester Games. Сейчас она лежит в открытом доступе и распространяется абсолютно бесплатно.
Хаос и пустота
День за днем Василиса блуждает по странным улицам, словно вырванным из блокнота творца-невротика. Пустынные спальные районы; морг со следами незримого зловещего присутствия; бар «Белка», со стен которого нам то и дело галлюциногенно подмигивает пушистый зверек; таинственный памятник за рекой, напоминающий по форме огромный палец; склеп с пистолетом внутри; прохожие, словно глюки в матрице сознания...С углублением игрока в «Vasilis» грань между реальностью и абсурдом стирается все больше, а виртуальное отражение Харькова и, в общем, других городов Украины уже не кажется тем, чем выглядело изначально.
По сути Филоненко хотел показать то, как хаос и пустота борются друг с другом в современном общественном и художественном пространстве. По его словам, именно хаос является фундаментом любой власти. При этом бунт в какой-то момент срастается в цельное тело, уже не нуждающееся в живительных инъекциях своих зачинщиков. У тротуаров небрежно разбросаны боевые щиты и расставлены блок-посты, в зданиях мы все чаще натыкаемся на персонажей в балаклавах, огонь с окраин постепенно продвигается к сердцу города, а вода в реке уносит на восток, где притаилась смерть. То, что происходит в частично выдуманном мире «Василисы», какое-то время назад происходило на Майдане и длится до сих пор – здесь и сейчас. Сам Никита вряд ли добавил бы в игру отголосок последних социально-политических событий, если бы не попал под дубинки в Харькове и не общался бы со знакомыми из Луганска.
Интересно, что у видео-ролика «Vasilis», созданного художником специально к презентации игры в ЕрмиловЦентре – своя отдельная история. Постамент российского офицера Николая Руднева, на месте которого поставили православный крест с надписью «Слава Україні!», и вечный огонь, превратившийся в памятник украинским героям в цветах национального флага – в этих образах Филоненко показывает, как на примере харьковских достопримечательностей одна идеология сменяет другую вместе с окрасом приходящей власти.
Фрагмент из видеоролика
А вот с конкретными названиями все проще простого. Локация «Сон» – олицетворение спальных районов. Пустырь – символ пустоты. Заводы – заводы. Василиса – первый понравившейся звучный вариант женского имени из тех, что автор искал около месяца. Да и Петр здесь далеко не тот самый, – библейский, – а из любимой песни Никиты в исполнении петербуржской альтернативной группы «Химера».
Карта города
Искусство участия
«Конечно, игры – часть визуального искусства. Даже развлекательное произведение может стать художественным. Просто мало кто об этом задумывается», – эти слова Никиты Филоненка дают исчерпывающее объяснение того, зачем он вообще взялся за «Vasilis». Его интерактивное творение сродни популярному нынче «искусству участия», где художником является отчасти сам зритель. «Без этого ничего не произойдет», – резюмирует Никита.
Зритель, меж тем, уже испробовал «Vasilis» 21 октября в харьковском ЕрмиловЦентре. Презентация игры в арт-пространстве ни чем не отличалась от аналогичных событий на любой игровой выставке: каждый желающий мог сесть за игру и проверить ее на прочность. По словам Никиты, среди таких хватало как заядлых геймеров, так и ценителей высокого искусства.
Никита Филоненко презентует «Василису» в ЕрмиловЦентре (Харьков). Фото – Екатерины Довгалёвой
В будущем Филоненко планирует проехаться с игрой по другим городам Украины. В дальнейших странствиях «Василиса» может и не найти своего Петра, зато наверняка встретит небезразличных – в куда более благоприятной обстановке, чем в собственной вселенной.
***
Об авторе
Филипп Пухарев – журналист, редактор. Пишет на культурные темы. Печатался в интернет-изданиях, работал на радио. В сфере интересов – музыка, литература, визуальное искусство. Веб-редактор ART UKRAINE.