От Гурзуфских сезонов к «КалендАрту»: по направлению к идеальному пленэру

…Куратором я себя осознала еще в начале века, и поняла, что надо делать пленэры с какой-то идеей. Тогда в Алупке, на одном из пленеров, я собрала не слишком созвучных друг другу художников, - очень интересных, очень разных и совершенно не нашедших общего языка. Они не враждовали друг с другом, им было классно вместе, но проекта не получилось. Замечательные люди – Иван Марчук, Дмитрий Нагурный, Оксана Слета, Вера Баринова-Кулеба – тяжеловесы! Однако я поняла, что это не то поколение, которое можно объединить проектом. Совершенно другое мышление!

В 2005-ом году, благодаря Денису Шевченко, живущему и работающему в Ялте и Гурзуфе, возникла еще одна возможность: он предложил нам сделать пленэр, а мы в ответ предложили сделать и скульптурный, и живописный… Так начались Гурзуфские сезоны, с той же командой, очень важным для меня ядром – Игорем Ступаченко, Еленой Бабенцовой, Женей Добровинским. Это очень креативные люди, мыслящие проектно, концептуально, каждый по-своему, люди, которые всегда меня поддерживали. Вокруг этих людей всегда начинается завихрение пространства! Кого-то притягивает, кого-то отталкивает, но в результате всегда получаются очень интересные проекты. 

В Гурзуфе произошло восемь пленэров, по два события в год, с некоторыми перерывами, и от проекта к проекту все становилось более интересным, напряженным. Мы многому научились – например, уважению к себе, к своим идеям, к материалу, к презентации, к зрителю, - сотворцу, по сути. Мы обязательно документировали процесс и результаты и издавали альбомы – хорошего качества, с хорошим дизайном, максимально емкие.

И вот теперь, когда у Дмитрия Зусмановича возникла идея сделать резиденцию здесь, в Календах, - мне эта мысль очень понравилась, потому что творческих резиденций в Украине очень мало. И все резиденции частного характера - например, резиденция Алевтины Кахидзе, в селе под Киевом. Алевтина приглашает к себе в загородный дом жить и работать на две-три недели иностранных художников. Сейчас в Гурзуфе делают резиденцию. Вот, собственно, и все, наверное.

Поэтому идея творческой резиденции здесь, в Календах, идея «КалендАрта», меня вдохновила. Я с радостью откликнулась на приглашение, с мыслью о том, что у меня есть определенный опыт – и я могу сделать стартовый проект, вместе с организаторами продумать какие-то первые шаги – чтобы эта идея заработала. Потому что художникам очень нужна возможность поехать, поработать в очень комфортной и неожиданной ситуации. Чтобы художники могли вырваться из суеты города, из собственной мастерской…

Здесь, в Календах, сошлись несколько важных условий – правильная природа, погода, команда. Я хочу, чтобы об этой резиденции узнали, чтобы сюда потянулись самые интересные, креативные люди. Не просто те, кто хочет отдохнуть – то, что меня всегда огорчало в прежние времена в домах творчества – то, что многие ехали отдохнуть. Нет, замечательно, что художники могут отдохнуть. Но мне интересно, когда художники работают, и когда создается креативная ситуация.

В Календах, в рамках «КалендАрта», есть возможность ее создать. И для того, чтобы здесь все прозвучало, попало в резонанс с этой природой невероятной, мы придумали проект «Траектория».

Неожиданный, интересный материал  – еврофанера, по сути, дерево, работает и изображение, живописное или графическое, работает конструкция, объем. Решение получилось ярким, художественным – это двенадцать объектов, которые впервые экспонируют в «Бригантине», в роскошном импровизированном галерейном пространстве просто мирового уровня.

Мне кажется, это хороший толчок дальнейшему развитию резиденции.

Что касается нашего проекта «Траектория», я хочу сказать, что художникам очень важно продвигаться дальше, и в пространстве, и во времени, не только в русле своего искусства, мастерства живописи. И я надеюсь, что эти двенадцать объектов, сделанные художниками высокого уровня, оставшись в коллекции «КалендАрта», будут звучать камертоном дальнейшей жизни, дальнейшей деятельности творческой резиденции.

Конечно, такую роскошную работу необходимо показать, представить публике на крупнейших арт-событиях Украины. В частности, с самого начала была идея показать «Траекторию», все двенадцать объектов, на «Арт-Киеве» в ноябре этого года. Это шаг и правильный, и необходимый, и это лучший способ представить резиденцию на всю Украину. Хотя в современном мире свободных коммуникаций есть множество способов виртуальной презентации, но «Арт-Киев» - такая площадка, которая сейчас, после ARSENALE, приобретет неимоверный вес. Разумеется, наш проект должен попасть в каталог «Арт-Киева». Одновременно будет подготовлено издание альбома, с фиксацией объектов. И тут же, в этом альбоме, будет показана живопись, над которой работали художники в процессе пленэра.

У меня есть ощущение, что объекты проекта «Траектория» ожидает интересная судьба - история создания не менее важна, чем прочие обстоятельства возникновения. Эти работы впитали в процессе создания и благодаря творцам часть космической красоты Байдарской долины.

 

Олеся Авраменко, куратор, искусствовед, ИПСИ НАИУ, «Persona» Art Рrojects