От Йоко Оно до Такаси Мураками

В Московском музее современного искусства проходит выставка японского искусства, претендующая на панорамный, едва ли не всеобъемлющий характер. Два куратора: Елена Яичникова и Кэндзиро Хосака собрали работы нескольких поколений японских художников. Экспозиция заняла две музейные площадки. Концептуально она также поделена на две части, отсюда и название «Двойная перспектива. Первая часть – «Реальный мир/Повседневность» и вторая часть «Воображаемый мир/Фантазии», которую собирал как раз японский куратор. 

Очевидно, что деление художественых работ на касающиеся реальности и воображения может быть только условным. Первая часть выставки в большей мере является рефлексией на события непосредственной повседеневной японской жизни, на историю 20 века, городские и социальные проблемы. Однако в обеих частях выставки реальность плотно сплетена с воображением, иллюзией, вымыслом посредством фантазии художников.

Такаси Мураками. "And then, and then, and then, and then" 

Японским искусством в наше время уже никого не удивишь и такие мэтры, как Такаси Мураками с его яркой анимэшной «суперплоской» эстетикой или Есимото Нара с его вечно обиженными девочками, узнаются издалека. Среди работ Такаси Мураками была, однако, и совсем не характерная «Полиритм».

Такаси Мураками. "Полиритм" 

Как раз в части «Реальный мир/Повседневность» представлены две работы знаменитой Йоко Оно: аудиоинсталляция "Cough Piece" (1961) и "Cut Piece" (1964), которые уже стали классикой перформанса.

Есимото Нара. "Леденцово-синяя ночь". 2001 

Особый ажиотаж вызвала история создания работы Есинори Нива, который собирал по Москве вещи, связанные с культом Ленина, существовавшим в советское время. Хотя это внимание к нашей экзотике не самое интересное в японской выставке.

Есимото Нара. "В самую глубокую лужу". 1995 

Напротив, работы второй части экспозции, «Воображаемый мир/Фантазии», дают возможность насладиться специфически японским наивно-прекрасным воображением, укорененным в минимализм. Видеоработа «Гештальт» Такаси Исида (1993) исследует течение времени в следах, которые оно оставляет на стенах.

Такаси Исида. "Гештальт". 1993 

Такахиро Ивасаки собрал на полу музея из бытового мусора, логотипов и уменьшенных конструкций своеобразный город в инкубаторе – «Фенотипическое моделирование» (2010).

Такахиро Ивасаки. "Фенотипическое моделирование". 2010 

Такахиро Ивасаки. "Фенотипическое моделирование". 2010 

В видео Хираки Сава «Жилище» (2002) происходит совсем фантасмогорическое действо. Модели самолетиков взлетают с пола и со столов и летают по квартире из комнаты в комнату.

Хираки Сава. "Жилище". Видео. 2002

Хираки Сава. "Жилище". Видео. 2002

Еще более удивительна инсталляция Яей Кусамы «Я здесь, но нигде» (2000). Комната усеяна светящимися кружочками, которые разрушают ощущение глубины пространства и наполняют комнату причудливыми узорами по воле фантазии художницы.

Яёй Кусама. Инсталляция «Я здесь, но нигде». 2000

Яёй Кусама. Инсталляция «Я здесь, но нигде». 2000

Безусловным фаворитом на открытии выставки была гигантская скульптура мальчика в радиационном костюме «Дитя солнца» Кэндзи Янобэ (2011). Работа была создана после взрыва на АЭС «Фукусима» и являет собой точку пересечения страхов и травматического опыта, выходящего за пределы реального. «Дитя солнца» похоже на героя анимэ и ночной кошмар одновременно – что для Кэндзи Янобэ и означает мир после «Фукусимы».

Кэндзи Янобэ. «Дитя Солнца». 2011 

Две противопоставленные части выставки, призванные представить полюса японского искусства, на деле показывают мир переплетенных с реальностью фантазий, о чем в итоге и заявили кураторы. Как мы ни стараемся именем разума разделить мир воображения и фактов, мы всегда остаемся на грани этих двух миров.

Таданори Екоо. "Иллюзия пересечения перевала Амаги". 2007

Таданори Екоо. "Воспоминание, явившееся во сне". 2006

Идзуми Като. "Без названия". 2010 

Акира Ямагути. "Метрополитен". 2001 

 

Анна Ландихова