Откровения Барбары Крюгер

 1 сентября Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке открыл site-specific инсталляцию Барбары Крюгер – американской феминистки, художницы-концептуалистки, фотографа и публициста, известной своей борьбой против консьюмеризма, дискриминации и сексизма в современном обществе, медиа и культуре. Ее любимый художественный прием – добавлять к традиционным для потребителя рекламным или пропагандистским фото из журналов провокационные и агрессивные тексты (такие, как теперь уже знаменитые «Я покупаю, значит я существую», что является аллюзией к знаменитому декартовскому "Я мыслю, значит я существую", или «Твой комфорт – это мое молчание»), которые заставляют человека задуматься над своим способом жизни и практиками, а также различить в повседневных информационных посланиях работу идеологии и скрытый дискурс власти.

 Site-specific инсталляция, открытая на строительной площадке нового здания Музея Уитни, представляет собой написанные огромным шрифтом тексты-послания к зрителю, призывающие его задуматься над социальными, политическими и духовными проблемами, а также проследить историческую судьбу места, которое из промышленного района превратилось в резиденцию искусства. Летом этого года, в этом же месте, экспонировалась site-specific инсталляция «Каменоломня» Таубы Ауэрбах, молодой нью-йоркской художницы, которая превратила строительные вагончики в огромные мраморные блоки.

 

Представляем Вам размышления жителя Нью-Йорка Владимира Долгова относительно инсталляции и смысла посланий Барбары Крюгер

 

Art is as heavy as sorrow, as light as a breeze, as bright as an idea, as pretty as a
picture, as funny as money, and fugitive as fraud.

 Еще не были выброшены из кармана пиджака билеты на выставку патриарха поп-арта Энди Уорхолла, как Музей американского искусства Уитни отдал строительные вагончики, а точнее всю строительную площадку своего нового здания в Манхеттенском районе Челси под знаковую инсталляцию Барбары Крюгер.

 Энди Уорхолл уже давно стал иконой , а Барбара Крюгер с 70-x годов прошлого века прочно удерживает место Пророка. Художник, фотограф, редактор, куратор, публицист и, наконец, феминистка, каждая фраза которой, выставленная на обозрение публики, производила ментальный сдвиг в обществе, денежном обращении и движении товара с магазинных полок в шкафы граждан и этим ставя под вопрос все те символы, что служило поддержанию в обществе американской мечты – дом, работа, жена и дети.

 Музей Уитни очень чутко относится к переменам в обществе, и эту же стройплощадку весной отдал в руки молодой художницы Таубы Ауэрбах, которая все контейнеры и вагончики обклеила под белый, серый и голубой мрамор. Site-specific инсталляция Ауэрбах проходила в июле-августе и носила название «Каменоломня». Кризис на дворе еще не затих, и может кому-то они представлялись как постаменты под великие будущие достижения, а мне они напоминали надгробные плиты тех американских ценностей, которые мы потеряли за последние 20 лет. У нас безработица 10%, сотни тысяч домовладельцев не могут выплатить банкам ссуды, в школах наркотики и пальба, жены работают не меньше мужчин, а несколько детей могут позволить себе лишь  сидящие на пособиях, да исповедующие религии с запретом на предохранение от беременности.


 Итак, пророчество 1.

Real estate, art, money, sex.

Если в американской мечте "Дом" был местом, где могли проживать представители трех поколений семьи и существовала преемственность семейных ценностей, то ныне это "вложение средств в собственность" которую нужно продать, когда на рынке недвижимости будет благоприятная ситуация. Уже не слышно по радио и ТВ песни Home, Sweet Home Alabama. Нынешний дом будет за треть цены заложен банку после выхода на пенсию и будут проедаться эти деньги до смерти. Если переживешь лишнего, все проблемы твои, а дом отходит банку. ART, искусство вставлено между ДОМОМ и ДЕНЬГАМИ, потому, что оно, по словам Уорхолла, стало самым выгодным бизнесом. Он это хорошо знал. Те картинки-этикетки супа Campbell, что поначалу тянули на 65 центов, сейчас продаются на аукционах за 8 миллионов. Никакая недвижимость не растет в денежном исчислении в таких пропорциях. Разовое передвижение миллионных сумм вызвано сдвигом в мышлении общества. Искусство – сила, которая имеет свои законы развития, не всегда совпадающие с законами развития человека как такового.

 И на последнем месте SEX. А где любовь, семья , дети? Их нет! Современное американское общество ушло от своей мечты. Американская мечта разбилась о Великую Китайскую Стену. Почти все производство вынесено в Китай. Излишки сферы услуг в кризис сократились до среднего уровня, а новых рабочих мест нет и не предвидится


Пророчество 2.

 
На крыше отдельного контейнера надпись PLENTY стоит под 90 градусов к слову MONEY, и как бы соединяет с надписью на другом вагончике IS ENOUGH. Все верно – накоплено достаточно, дальше идти некуда. 11 сентября 2001 террористы и рушили как раз Real estate, art, money, sex, - платформу нынешней Америки.


Пророчество 3


Вся парковочная площадка покрыта надписью YOU ARE NOT YOU SEEM. В настоящее время люди не консолидируются ни под какую идею нынешней администрации, потому, что нет возврата в прошлое, доброе, трудолюбивое с любовью и несколькими детьми. Пока лишь брачные контракты, секс и наследники, а не "дети ". 

Барбара Крюгер, как социальная оптимистка, в конце экспозиции написала последнее пророчество – четвертое: You are more complicated, more serious, kinder, calmer, and a true friend.

 У нас есть надежда, она верит в нее потому, что каждый из нас в душе устал от этой гонки за деньгами. Мне нужен ДОМ, а не недвижимость, мне нужна ЖЕНА и дети, а не секс, мне нужно искусство (которое глаголет истину плакатами Крюгер), а не то, что вы мне подсовываете. Площадка музея расположена под заброшенной линией надземного метро, которую превратили в парк посреди каменного леса. Это не городской парк, а именно железнодорожная ветка, выкупленная и переделанная в висячий парк на добровольные пожертвования. Все-таки, у  нас еще много добрых и щедрых людей. Благодаря им, сотни посетителей каждый день видели мраморные развалины Америки Таубы Ауэрбах и ныне читают и фотографируют на память пророчества Барбары Крюгер. Хочется верить, что фотографируют потому, что верят в то, что она увидела в нас "true friend".