PAC во время чумы

Сегодня на улицах протестующего Киева бунтуют буквально все – от политиков и гражданских активистов до студентов и художников. Не удивительно, что все без исключения галереи и арт-центры умерили свой ход, в то время как многие художники вышли на улицы, прямо способствуя не только волеизъявлению народа, но и взрыву ярких художественных высказываний на многострадальной елке, многочисленных баррикадах и запоминающихся транспарантах.

Чувствуя неуместность проведения каких-либо торжественных мероприятий в это время, PinchukArtCentre отменил давно запланированную церемонию награждения номинантов на свою премию. Однако молодые украинские художники, чьи работы выставлены в арт-центре, все же станут лауреатами PinchukArtCentre Prize, пусть и узнают о решении международного жюри где-то в районе Майдана.


Итак, за день до вручения премии, ART UKRAINE предлагает своим читателям ознакомиться с мнениями пяти ведущих украинских арт-критиков касаемо победы тех или иных художников. Сегодня особенно интересно посмотреть на эти прогнозы, ведь многие из них были сделаны еще до социальных потрясений, которые щедро обрушились на наше общество в последние дни.

Так, например, становится очевидным, что если Всемирного приза за чутье на наиболее актуальный контекст еще не придумали, то самое время это сделать, ведь его первый лауреат – Николай Ридный - еще месяц назад поставил на уровне глаз посетителей PinchukArtCentre гранитные милицейские ботинки, тем самым показав реальное положение дел в стране.

 

Александр Соловьев


  


Стоит отметить, что в этом году уровень как номинантов, так и работ еще выше, чем в предыдущие годы, что не может не радовать. Именно поэтому для себя я выделил девять проектов (почти половину из всего, представленного на выставке), которые считаю особо интересными. На мой взгляд, их создатели имеют все шансы стать лауреатами этой премии, а уж как между ними распределятся сами призы – посмотрим.

 

Могу рискнуть и предположить, что главный приз достанется Жанне Кадыровой, но учитывая тот факт, что она  – лауреат Специальной премии PinchukArtCenter 2011 года, то, возможно, я ошибаюсь. Ее «Асфальт» (Серия работ, за которую художница получила Специальную премию в 2011 году – ред.) был одновременно простым и революционным художественным жестом. И дело там не только в парадоксальности реди-мейда, но и в смене оптики (то, что всегда было внизу, оказалось наверху, перед глазами). Работа этого года, «Монументальная пропаганда», совершенно другая – она подкупает повышенной суггестией, в ней наблюдается не только отсыл к мозаике советской эпохи, но и к современной массовой культуре (апроприация символики Versace). Однако при всем этом Жанна Кадырова сумела внести свое индивидуальное истолкование, которое перевешивает эту цитатность. В «Монументальной пропаганде» есть простая животная сила, а тот факт, что по сути «уличная» работа находится в зале арт-институции, вносит момент измененной укорененности.

 

Жанна Кадырова на фоне своей работы "Монументальная пропаганда". Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Сергей Ильин


Отдельно хочется выделить инсталляцию Анны Звягинцевой. Эта ее работа интересна не только обыгрыванием темы «художественной кухни», но и удачно найденным материалом – рисунок выполнен в металле. Также здесь присутствует дополнительный образный эффект - дух винтажности.

 

 

Анна Звягинцева на фоне своей инсталляции. Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Сергей Ильин

Несомненно, стоит отметить Николая Ридного с проектом «Вода камень точит», который является логическим продолжением его работы 2011 года «Монумент/Платформа». На этот раз перед зрителем – фрагменты постаментов из гранита (милицейских ботинок) в сочетании с видео, которое рассказывает о человеке, вырезающем из камня эти самые ботинки. Здесь интересна история, сподвигшая бывшего милиционера на это «как бы творчество». Хотим мы того или нет, но в этом проекте не избежать экстраполяции тех жестоких событий, которые мы все сегодня переживаем в Киеве.

 

 

Николай Ридный на фоне своего проекта "Вода камень точит". Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Сергей Ильин


Также среди моих фаворитов:

Группа Мельничук-Бурлака с их архитектурными фантазмами: момент квази-архитектуры с утопическим началом, показанный сквозь призму социальных проблем, кажется мне интересным. Саша Курмаз со своим проектом «Действие/противодействие», затрагивающим публичное пространство, Открытая группа с «Аrs longa, vita brevis», Добрыня Иванов с тонкой работой «Разговоры - Катя», а также энвайронмент  Вовы Воротнёва «Праздничная побелка». Ну и конечно же очень талантливый фильм Анатолия Белова «Секс, лечебное, рок-н-ролл».

 

Оксана Баршинова



Победу я прогнозирую Жанне Кадыровой, потому что она - один из лидеров и "ветеран" молодого украинского искусства, и в ее послужном списке явно не хватает этой премии. Кроме того, абсолютно справедливо, если она эту премию получит, - и в знак признания ее места в искусстве, и как награду за эту масштабную работу для выставки номинантов. Кадырова одна из немногих, которые не разочаровывают неровностью своего творчества (что в общем-то очень сложно).

Это совпадает в целом с моими симпатиями к тем или иным работам, но хотелось бы отметить, что одно дело - участвовать в формировании списка номинантов на основе поданных ими описаний проектов, а совсем другое - увидеть работы на выставке. Скажем так, во время обсуждения списка номинантов я спокойнее относилась к заявкам Анатолия Белова, Группы Мельничук-Бурлаки и Анны Звягинцевой, а теперь вижу, насколько интересны их работы и как правильно, что они есть на выставке.

 

Екатерина Стукалова



Не берусь прогнозировать победу какого-то определенного художника. В первую очередь потому, что в предыдущих конкурсах ПАЦ, как Pinchuk Art Prize, так и Future Generation Art Prize, решение жюри всегда оказывалось для меня абсолютно неожиданным. Поэтому расскажу о моем персональном "пьедестале почета" и постараюсь оценить шансы моих "фаворитов" на признание авторитетного международного жюри.

На первое место я ставлю экспозицию группы Мельничука-Бурлаки. Работа с актуальной проблематикой, причем не манипулятивная, как это часто встречается у нас, а базирующаяся на многолетнем исследовании и глубоком понимании предмета; отличная профессиональная "сделанность" проекта, которая выражает себя не столько в "качестве" макетов, а и в общем решении пространства, и в его мельчайших второстепенных деталях; наконец, некоторая ироническая и эстетическая дистанцированность от проблемы, позволяющая создать не агитку, а именно произведение искусства, вкупе с отсутствием страха, что твоя ирония будет считана далеко не всеми, - эти три фактора для меня стали решающими в выборе фаворита.

 

 

Группа Мельничук-Бурлака. Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Сергей Ильин


Полагаю, тем не менее, что актуальность проблематики может быть не считана международным жюри, а на то, чтобы разобраться в этом требующем внимательного зрителя проекте, заезжим светилам может просто не хватить времени.

 

Второе место - работа Жанны Кадыровой. Хотя и в этом случае я сомневаюсь в способности международного жюри считать исторический и культурный контекст, на котором базируется мозаика Жанны, им будет не так уж легко не пасть жертвами совершенно неотразимой жанниной "художественности". В визуальности на украинской сцене Жанне нет равных, и если этот факт не будет отмечен первым призом и на этот раз, то, полагаю, какой-то из призов она все-таки получит.

На третьем месте - Толя Белов. Его творческая стратегия, заключающаяся в совершенно бесстрашном бросании в смежные с визуальным искусством области (то музыка, теперь вот кино) и в скрупулезных попытках самому овладеть необходимыми профессиональными навыками, а не "аутсорсить" функции нанятым работникам, принесла вполне закономерный результат - сплав видеоряда и музыки невероятно гармоничен, а вместе они воспринимаются, как ожившая Толина графика. К сожалению, тематика, с которой работает Толя, скорее всего, покажется членам жюри не самой актуальной, и неизвестно, расскажет ли им кто-нибудь, насколько она актуальна в современной Украине.

 

 

Анатолий Белов на фоне своей работы "Секс, лечебное, рок-н-ролл". Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Сергей Ильин


Кроме этих работ, мне понравились еще несколько - Вовы Воротнёва, Леси Хоменко, Ани Звягинцевой, Open Group. Но все-таки мой личный топ-три вышел именно таким.

 

Ольга Балашова



Я очень удивлюсь если премию не получит Николай Ридный. В свете последних революционных событий его проект в ПАЦ приобретает контекст в котором его не смогут проигнорировать члены международного жюри.

 

 

Николай Ридный, Вода камень точит, 2013


Вероятными претендентами я бы также назвала  Жанну Кадырову (потому что известный и заслуженный автор, в произведении удачно использован язык советской монументальной пропаганды, работа и зрелищна, но в то же время критична), Толика Белова (потому что автор последовательно работает с табуированной в нашем обществе темой гомосексуализма + умело и ненавязчиво объединяет все свои таланты и умения в одном произведении) и Открытую группу (ребята смогли ухватить дух времени и их искусство - искусство быть, а не выражать - соответствует этому духу на 100%).

 

Михаил Рашковецкий


(Ниже - одно из первых авторитетных мнений, которые появились по поводу выставки номинантов в PinchukArtCentre. Михаил Рашковецкий предоставил ART UKRAINE свой Facebook-комментарий, бегло оценивающий представленные работы и написанный задолго до нынешней политической ситуации)



Моя любимая работа на конкурсе в PinchukArtCentre – инсталляция Анны Звягинцевой. Категорически не согласен с характеристикой от Ольги Балашовой: "очень говорящая работа, которая молчит о самой художнице", "правильная работа на правильную тему" со стереотипными обвинениями рэповцев в "карьеризме". Хорошая работа - и в локальном контексте, и в международном, и по идее, и по "медиуму". Кстати, "международное сообщество", на  которое намекает критикесса, посуду моет редко, так как питается в основном в общепитовских заведениях, на фуршетах и кофе-брейках, и лишь изредка пользуется посудомоечными машинами. Искренне желаю победы Звягинцевой, большого денежного приза и еще чего-то там. При этом ни на мгновение не засомневаюсь в искренности и последовательности ее общественно-политических убеждений (не все из которых разделяю), даже если увижу ее фото с господином Пинчуком.

 

 

Анна Звягинцева, Фрагмент, 2013. Инсталляция


А вот работа Жанны Кадыровой, чье творчество я уважаю, а временами и нежно люблю, на этот раз, как мне кажется, не самая удачная. Замысел-то мне очень нравится, идея интересная, но исполнение - так себе. По формальным качествам вряд ли было бы принято профессиональным, пусть даже фондовским худсоветом. Разве что "маловысокохудожественность" тоже входила в замысел, но это не очень интересно.

 

 

Алена Костенко