Пьер-Кристиан Броше: искусство побеждает всегда

Пьер-Кристиан Броше, издатель и один из крупнейших коллекционеров современного искусства, родился в Париже, получил образование в Германии и Англии, но в течение последних 20 лет живет и работает в Москве и хочет чувствовать себя в России, как в Европе. Броше не только собрал одну из самых знаковых коллекций современного искусства после «перестройки», но и познакомил с ней самые отдаленные регионы России. Его коллекция – это пример того, что не стоит вкладывать сотни тысяч, чтобы коллекция была бесценной. Он сочетает в себе черты и мецената, и куратора, и коллекционера, поскольку его выбор всегда является знаковым – ведь открывает новые имена художников.
Что отличает покупателя искусства от коллекционера, и как коллекционирование может изменить жизнь страны, – в интервью Дарины Жолдак.

Пьер-Кристиан Броше на фоне работы Арсена Савадова "Колибри". Фото из архива Пьер-Кристиана Броше

- Когда Вы почувствовали, что стали коллекционером?
- В 6 лет бабушка подарила мне альбом для сбора почтовых марок и сказала: «Если ты хочешь стать достойным человеком, должен стать коллекционером». Я тогда сразу решил, что не буду собирать все марки подряд, а выберу лишь несколько стран, и это увлечение продолжалось до 16 лет. Потом я начал понемногу приобретать работы моих друзей-художников из Швейцарии и Англии, но ощущение, что я коллекционер, появилось не сразу. Я должен был возглавить новый издательский бизнес-проект и в 1989 году оказался в Москве (открытие издательства «Le Petit Fute» в Москве – прим ред.) Мне очень повезло – я застал уникальное время, когда распадался Союз, и воздух был наполнен свободой и идеями, что в полной мере отображалось в искусстве. Каждый раз, когда приезжал, я активно погружался в художественную жизнь Москвы тех лет, и начал приобретать работы художников. Но одержимость искусством почувствовал лишь лет через пять, и уже с тех пор «коллекционирование» для меня – прекрасная неизлечимая болезнь, одержимость!

- А почему француз начал собирать не искусство страны, в которой родился и вырос, а далекой и непонятной России?
- Дело не в России. Если бы я так же случайно оказался и начал жить и работать, скажем, в Киеве 90-х, то страстно начал бы собирать украинское искусство того времени. То же самое со мной случилось и в Сан-Паоло, и в Китае. Для меня важно, что я не просто иностранец, живущий в чужой стране, а причастный к ней, интегрированный в ее жизнь. Искусство – это прекрасный инструмент интеграции, и большое счастье – влиять на развитие искусства в стране, в которой живешь.

Гия Абрамишвили. Продукты. 1989

- Как именно формировалась Ваша коллекция?
- Существует много подходов к коллекционированию. Кто-то собирает только современников, среди которых и иностранные художники, кто по направлениям – символизм, импрессионизм и т.д. ... А я выбрал путь по географическому принципу, наверное, сказывается мое коллекционирование марок по странам, которые мне были интересны. В свой первый приезд в Москву я попал в галерею Айдан Салаховой – тогда она называлась «Первая галерея» (это был фантастический круг художников – Звездочетов, Волков, «Чемпионы мира» ...), а впоследствии я побывал в Питере, где познакомился с легендарным Африкой (Сергей Бугаев-Африка) и его компанией. Мне было с ними очень интересно – они были просто источником новых идей и предположений, я начал понимать, открывать страну через их работы. К тому же, и я был неплохо образован: хорошо знал западное искусство, изучал философию. Следовательно, и им было интересно, что я думаю по поводу их работ. Это, кстати, очень важное отличие: когда собираешь современное искусство, то имеешь возможность общаться с авторами, и почти с каждой приобретенной работой у меня связана какая-то история, что не возможно, когда собираешь антикварное искусство.

- Роль коллекционера в культурном процессе – как Вы ее оцениваете?
- Многих художников эпохи Возрождения не было бы, если бы не поддержка меценатов. Мы ориентируемся в истории искусства на вкус Третьякова как коллекционера, когда посещаем Государственную Третьяковскую галерею. И давайте не забывать о том, что Анри Матисс, разочаровавшись в себе как в художнике, уже готов был оставить занятия искусством, а может, мы так и не узнали бы о его даре, если бы именно в те дни не появился Щукин, который поверил в него и собрал лучшую и крупнейшую в мире коллекцию его работ (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), которой сейчас завидуют все музеи мира. Также я прекрасно понимаю, что если бы я в свое время не поверил в нескольких художников, они бы, возможно, также разуверились в своей работе и, как многие, покинули не только работу, но и страну.

Владислав Мамышев (Монро). Горби. 1990

- Почему для Вас было важно показать свою коллекцию всей стране?
- Почему я захотел показать свою коллекцию, когда большинство коллекционеров не хотят этого делать? Вообще, это еще один важный момент в коллекционировании – нет смысла собирать коллекцию искусства, если никто не может ее увидеть. Когда искусство покупают в основном для того, чтобы повесить картины или фото дома на стенах, и когда эти условные 25 картин уже заполнили стены, и нет места, чтобы продолжать собирать, – это абсолютно не моя история. Я собираю, чтобы как можно полнее передать художественные процессы, которые происходят, зафиксировать время. И мне кажется, что очень важно показать ее в правильном месте и стать своеобразным примером, особенно, когда, за редким исключением, у нас нет современных музеев в западном смысле этого слова. Идея моего проекта появилась тогда, когда в 2007-м Василий Церетели дал мне возможность выставить коллекцию в Музее современного искусства. В результате это было огромное количество публикаций, и для многих стало открытием, как правильно можно выбрать художников. Но мой безумный мозг не унимался, и я решил, что было бы важно показать эти работы тем зрителям, которые вообще никогда не видели современного искусства, не имели к нему доступа или знают о нем очень мало. Поскольку коллекция очень большая, я решил отобрать только репрезентативные работы, лучше всего характеризующие каждого художника. Так появился проект «New Rules» («Новые правила: будущее зависит от тебя»), в котором приняли участие произведения 21 художника, было также организовано много лекций и мероприятий. Мы показали выставку по всей России – от Владивостока до Краснодара (через Хабаровск, Красноярск, Новосибирск, Самару ...).

- А какие работы в коллекции наиболее знаковые и ценные для Вас?
- Первое приобретение до сих пор является самым ценным для меня. Это работа 80-х годов – «Продукты» Гии Абрамишвили из группы «Чемпионы мира». Это такие цветные палочки, полтора метра высотой, на которых написано: «Продукты», – и это очень хорошо символизировало время, в которое вообще никаких продуктов в магазинах не было. Очень ценным является ранняя работа Мамышева-Монро, где изображены Михаил Горбачев с красной точкой на лбу, что символизировало сближение Запада и Востока после распада СССР. И самое ценное из последних приобретений – впечатляющая работа Арсена Савадова «Колибри», на которой изображены женские босоножки с маленькими пташечками, порхающими вокруг. Я очень горжусь последними приобретениями – работами молодых художников, таких, например, как Влад Курков из Петербурга. И чувствую, что следующим проектом будет искусство молодых, о котором должны узнать как можно больше людей.

Алексей Каллима. Лезгинка. 2004


- Следите ли Вы за современным искусством Украины, и кто для Вас наиболее интересен?
- На самом деле в Украине очень просто понять, кто сегодня является главными художниками. Это, бесспорно, Арсен Савадов (уже 100-процентный классик) и круг авторов «Новой волны» – именно те авторы, по которым еще долго будут узнавать украинское искусство. Покойный Александр Гнилицкий для меня лично – гениальный живописец не только в Украине, но и в мире. Однако он не успел получить достаточную поддержку от среды и институтов, чтобы заявить миру о себе, хотя достоин этого больше, чем кто-либо другой. Для меня лично среди молодых является беспрекословно талантливой Жанна Кадырова, нравится то, что делает Никита Кадан, и, если говорить о совсем другом направлении, – это Борис Михайлов и Сергей Братков. Я полностью согласен со списком номинантов на премию PinchukArtPrize. Их следует иметь в виду – все эти молодые художники с большим потенциалом, и пока они не стоят дорого, их следует покупать и помогать. И когда выбор правильный – цена растет пропорционально. Я в свое время приобрел работу никому не известного Алексея Каллимы за $1000, а сегодня его работы стоят уже $40 000.

- А что бы Вы посоветовали украинским коллекционерам, которые только начинают?
- Побольше общаться с художниками, галеристами, больше путешествовать, читать и посещать все культурные мероприятия как работу. Во-вторых, многое зависит от кошелька. Если есть достаточно денег, – сразу следует вложить в авторов «Новой волны», это уже 100-процентно НЕ проигрышный вариант. Если денег не так много, – поддерживайте молодых, работы которых стоят от 1000 до 5000 у.е. Кстати, когда постоянно общаешься с молодыми художниками и помогаешь им, чувствуешь, что и сам молодой, и стареть не собираешься.

Синие носы. Целующиеся милиционеры. 2008

- По Вашему мнению, что нужно сделать для того, чтобы украинское искусство наконец интегрировалось в мир и заявило о себе?
- У вас в Украине есть огромный шанс, ибо существуют два мощных и одновременно разные двигатели искусства – Виктор Пинчук и Игорь Воронов. И у вас есть очень интересное искусство, которое уже давно стоит того, чтобы быть представленным в мире. Лидерам Украины нужно понять, что западные инвесторы и политики достаточно хорошо разбираются в искусстве, и они будут рады открыть для себя мощную молодую страну, и среди всего прочего, через искусство, – открыть и поверить в ее потенциал. Например, в США более трети сенаторов – коллекционеры. Искусство значительно быстрее повысит интерес к стране, чем ежедневные политические перипетии.

Новиков Тимур. Аральское море. 1989

- Ваш рецепт?
- Рецепт очень прост: например, совместными усилиями коллекционеров и бизнесменов организовать большой проект в любом значительном музеи мира в тот момент, когда там с важным государственным визитом будет находится Президент Украины. График его визитов запланирован на годы вперед, и поверьте, Украине есть что показать. Это изменило бы восприятие страны и укрепило имидж президента за рубежом. Я помню бешеный ажиотаж вокруг выставки «Russia Today» в Музее Гуггенхайма, которую лично открывал Владимир Путин. И всплеск иностранных капиталовложений в Россию после этого – отнюдь не случайный процесс.
Имидж человека, который в нужное время повлиял на искусство своей страны – это вещь вне времени. Человек, который через культуру изменил восприятие страны, навсегда останется в истории. В отличие от проигрыша футбольной команды, о котором все впоследствии забудут, в искусстве нет проигравших. Искусство побеждает всегда.

Дарина Жолдак