Перформативность

Ровно год назад в результате дискуссии о необходимости поиска других форм коммуникации, которые отличались бы от обычной болтовни, такие формы, которые были бы способны подвергнуть сомнению саму проблему коммуникации, участниками группы «Танцлабораториум» был инициирован проект «Перформативность».



Перформативность, как понятие междисциплинарного происхождения, обозначающее ситуацию совпадения содержания с проявлением, наиболее точно говорит как о сути проекта, так и о принципах работы группы «Танцлабораториум».

Вместо того, чтоб описывать мир, перформативное искусство действует в процессе сообщения, с одной стороны, учитывая время, которое проходит, а с другой - открывая пространство сомнения, ведь перформативное сообщение невозможно проверить на истинность.

При перформативности содержание не рассказывается, но происходит его самоподача. Определенное сообщение (текст или действие) становится не просто высказыванием о чем-либо, но и демонстрацией того, о чем говорит это сообщение. Хороший пример можно найти в знаменитой инаугурационной лекции М. Хайдеггера «Что такое метафизика?», которая начиналась словами: «Что такое метафизика? Вопрос возбуждает надежду, что разговор пойдет о метафизике. Мы от нее воздержимся. Вместо этого рассмотрим определенный метафизический вопрос и позволим себе перенестись непосредственно в метафизику. Только так мы дадим ей настоящую возможность показать саму себя».

«Перформативность» - это художественно-образовательный проект, в котором образовательный компонент выводится из традиции «учитель (дающий) - ученик (тот, который усваивает)», все участники одинаково включены в создаваемую ситуацию. Зрители, которые приходят посмотреть перформансы, также являются участниками проекта, они работают через свое восприятие. При этом появляется возможность получить хороший повод для самокритичной рефлексии. Такой, как, например, у автора этих строк: «Сам факт того, что я пишу слова, а вы их читаете, - нормальное явление нашей культуры, однако оно имеет своей предпосылкой идею контроля разума над телом, ведь, как сказал кто-то, - таким образом, фактически, осуществляется акт вредительства, что усиливает в ваших головах стереотипы мышления, которые являются полным бредом».

Проект, среди прочего, исследует перформативность кураторской практики и имеет структуру трех самостоятельных кураторских проектов. Тему каждого из них одним словом можно было бы назвать «Время», «Отсутствие» и «Изнанка».

Время в данном случае рассматривается как реальное, т.е. направленное в сторону уменьшения энтропии. Отсутствие - как то, посредством чего только и возможно в действительности присутствовать. Изнанка - возможно, всегда интереснее то, что находится по ту сторону поверхности. Проекты включают в себя различные виды деятельности, которые концептуально взаимосвязаны. Кураторы при этом не режиссируют свой проект, а исследуют его тему на практике, собственным телом. Действие в такой ситуации становится образом мышления, который ставит это действие под сомнение. Как сказала коллега португальского участника проекта Жоао Фиадейро - антрополог / перформер Фернанда Евженио: «Его метод ... это лишь выяснение функционирования энергии, человеческих отношений, сосуществования. Художник как протагонист уже не должен быть видимым; единственный протагонист, который остается, - это само событие».

Культурные и исторические исследования находятся в состоянии «перформативного поворота». В рамках перформативистской интерпретации прошлого предстает история различных культурных, политических, социальных, религиозных ролей. Эти роли могут быть коллективными и индивидуальными, а «исполнение» их - вынужденным или добровольным. Ситуация кризиса культурной перспективы в Украине заставляет посмотреть на ее историю и культуру кардинально новым способом. Перформативный поворот - это одна из возможных альтернатив для украинской культуры. Уровень развития современного искусства, художественного образования и т.п. отражает кризисную ситуацию в культуре. При наличии художественной продукции отсутствие рефлексии не дает возможности существования культуры инноваций. Разделение искусства на жанры от советских времен остается неизменным. Современное искусство как явление, которое пересекает жанровые, дисциплинарные и медийные границы и считает необходимым анализировать себя и условия своего существования, способно влиять на развитие когнитивных технологий и культуры инноваций.

Проект проходит 27 июня - 10 июля в Киеве и планируется как ежегодное событие. Это - первый шаг в создании альтернативной платформы художественного образования в Украине, что может расширяться, менять форму и локацию в зависимости от потребностей художественного сообщества и контекста. В проекте принимают участие хореографы, танцоры, теоретики, художники, актеры, музыканты из Польши, Украины, России, Португалии, Канады, США. Проект поддержан Фондом Рината Ахметова «Развитие Украины», Польским Институтом и Фондом «Калуст Гулбенкиан» (Португалия). Партнерами проекта являются Фонд «Центр современного искусства», Культурный проект, Купидон Арт-Груп, Национальный художественный музей Украины, Карась-Галерея, НЦТМ им. Леся Курбаса.

Подробнее о проекте можно узнать на сайте performativity.org

 

Лариса Венедиктова