Первый Brutally Early Club по-киевски
В первый день зимы состоялась встреча киевского Brutally Early Club. То, что один из наиболее влиятельных кураторов современного искусства Ханс-Ульрих Обрист задумывал как встречу всех желающих в лондонском Starbucks для обсуждения проблем искусства за брутально ранним завтраком в 6:30 утра, в киевском формате больше походило на собрание старых друзей за 5 o'clock tea.
В Лондоне, по словам Обриста, уже нет места импровизации и единственное свободное время, которое люди могут выкроить для разговора по душам - это самое раннее утро, зимой больше напоминающее глубокую ночь. Хотя более вероятной причиной назначенного куратором времени видится его знаменитая бессонница. Благо, неспешный темп жизни Киева позволил перенести воскресную встречу ближе к полудню.
"Многое может произойти, когда люди вступают в диалог" - просто объясняет свою инициативу Обрист, ожидая от разговора представителей разных творческих направлений рождения необычных, вдохновляющих идей. И если в контексте последних, бурно развивающихся событий столицы сложно представить бесконфликтные переговоры людей разных взглядов, споры и полемика Brutally Early Club прошли на удивление мирно.
На повестке дня значилась «Теория кодирования и декодирования Холла» - теория восприятия аудиторией медиасообщений, разработанная британским социологом культуры и массовых коммуникаций ямайского происхождения Стюартом Холлом, согласно которой аудитория может занять одну из трех позиций по отношению к сообщению медиа, будь то изображение, текст или видео. А именно: доминирующую, то есть проявить реакцию, какой ее задумывал создатель. Оппозиционную — когда аудитория отвергает предполагаемое создателем содержание и выстаивает свое собственное. Или согласованное прочтение, то есть компромисс между доминирующей и оппозиционной интерпретацией, когда публика частично воспринимает посыл создателя, сохраняя при этом свою личную позицию.
Но, переиначив тему дискуссии с аллюзией на Малларме, один из участников еще в начале встречи сказал, что "все на свете существует для того, чтобы обрести себя в холодной, бессердечной наличке" и, таким образом, задал немного другой тон разговору, а именно, каким образом можно сыграть на знании реакции аудитории для продвижения и обналичивания собственного творчества.
И, как обычно случается при встрече художников, архитекторов, критиков, музыкантов - то есть представителей творческой интеллигенции, по большей части только будущих, но уже перенявших характерную беспорядочную манеру говорить - дискуссия пошла сумбурно и естественным образом привела к обсуждению актуального для участников, но довольно банального вопроса старта карьеры и заработка.
В наше время информационной перенасыщенности и быстрого доступа к практически любому контенту важен вопрос, как сделать свою работу замеченной - выставить, напечатать, презентовать – и, в конечном итоге, получить за нее деньги?
Со студентами факультета теории и истории искусств киевской Академии Искусств, обеспокоенных вопросом публикаций своих первых работ, мы обсудили распространение и популярность онлайн платформ, позволяющих создавать, публиковать и продавать неограниченное количество мультимедиа проектов, начиная от журнальных статей до полноценных книг. К счастью, интернет-пространство не ограниченно государственными границами и доступ к альтернативным возможностям быть услышанным не может не радовать в стране, где рынок печатных изданий кажется не особенно приветливым для новичков.
И не удивительно, ведь растущие расходы на печать, хранение и распространение изданий вынуждают редакции журналов быть невероятно тщательными в отборе материала и по большей мере работать с проверенными журналистами. Как одна из бытующих альтернатив публикации своих работ непосредственно в журнале была обсуждена возможность предложения своих работ онлайн версии того же журнала: шансов быть прочитанным больше, хотя и скорость смены информационного наполнения также значительно выше. Для визуальных художников возможности "обналичить" свои работы и получить заказы онлайн еще шире благодаря таким бесплатным платформам как Carbonmade, Jobrary и Glossom, позволяющим опубликовать портфолио, резюме и найти первых заказчиков.
Многие из участников дискуссии, уже имеющие опыт работы, отметили, что задержать внимание потенциального читателя, зрителя, обладающего выходом к чрезвычайно широкому кругу информации становится все сложнее. Однако, можно ли считать, что столь активный интерес к художественному контенту онлайн является залогом того, что тот же потребитель нуждается в более глубоком по качеству содержанию, заинтересован в нем и готов отдать за него "холодную, бессердечную наличку"?
Можно надеяться, что к моменту, когда все участники дискуссии закончат обучение и в реальном времени столкнутся с проблемой продвижения своих работ, до боли актуальная на данный момент тенденция адаптировать творчество под заказчика, угадывая и продумывая его реакцию, уступит чуткому диктату творца. Когда по большей мере оппозиционная по Холлу реакция аудитории перейдет в доминирующую. Славный день придет, когда больше времени будет затрачиваться на создание работы, а не на попытки ее продвижения и продажи. И мы не преминем отметить этот день в приятной компании киевского Brutally Early Club.
Анна Радзевич