Первый парк ленд-арта в Украине
22 июня в городке Мирополье на Сумщине состоялось открытие первого в Украине ленд-арт парка. Неудивительно, что он разместился неподалеку от известного многим художникам и ценителям украинского современного искусства села Могрица. Ведь именно это место стало знаковым в становлении отечественного ленд-арта. В течение 15 лет здесь проходит международный симпозиум "Пространство пограничья", который стал не просто важным событием в украинском искусстве, но и в значительной степени определил вектор развития ленд-арта в нашей стране.
Украинские художники обратились к искусству, работающему с окружающей средой еще в 80-х годах ХХ в. Александр Бабак, Александр Бородай, Владимир Бахтов, Сергей Якунин, Алексей Литвиненко, Петр Бевза создавали арт-объекты в естественной среде, а фото- и видеодокументацию представляли впоследствии на выставках или в каталогах. В 1997 году с появлением фестивалей и симпозиумов (кроме "Пространства пограничья" в 1997 году был основан фестиваль "Весенний ветер") ленд-арт стал открытым для зрителей и исследователей вживую, выделился в специфическую категорию современного искусства в Украине.
Виталий Кохан. Сооружения
"Пространство пограничья" начинался как студенческий пленэр в селе Могрица, который инициировала художница Анна Гидора - исследовательница и вдохновительница этих мест. Впоследствии она же начала приглашать в Могрицу известных художников, работающих не только в области ленд-арта. Живописцы, скульпторы, графики, медиа-художники часто именно здесь впервые получали возможность экспериментировать с искусством окружающей среды. Сочетание экспериментального поля и учебного процесса создало условия для глубокой и вдумчивой работы и обеспечило важную платформу для коммуникации между художниками разных поколений, видов и направлений творчества.
За 15 лет существования могрицкого симпозиума здесь работали такие художники как Петр Бевза, Александр Животков, Алексей Литвиненко, Эдуард Бельский, Петр Лебединец, Сергей Якунин, Влодко Кауфман, Андрей Блудов, Валерий Шкарупа, Алексей Малых, Игорь Швачунова, Николай Журавель, Александр Никитюк, Григорий Протасов, Наталья и Олег Коханы и другие. В студенческой программе в разное время принимали участие Юрий Мусатов, Сергей Собакар, Александр Жулинский, Роман Минин, Виталий Кохан, Константин Аленинский, Елена Волынская и многие другие.
Елена Волынская и Василий Костынюк. Луч
Со временем за этим местом закрепился статус своеобразной Мекки украинского ленд-арта. Художников привлекают сюда выразительные пейзажи и уникальный ландшафт Могрицы, богатые и разнообразные природные ресурсы, которые дают широкие возможности для творчества, а расположение вблизи древнего языческого городища часто направляет авторский поиск к работе с историческими архетипами. Идея создания здесь постоянно действующего ленд-арт парка становилась все более актуальной. И когда в прошлом году в соседнем с Могрицей Мирополье начались реставрационные работы по благоустройству и восстановлению имения князя Долгорукого, Анна Гидора обратилась к новому владельцу имения с этой идеей, которую он живо поддержал.
Анна Гидора выступила куратором и пригласила к созданию парка авторов, которые в разные годы были участниками симпозиума "Пространство пограничья", а также молодых художников, которые впервые присоединились к искусству ленд-арта. Планируя открытую экспозицию, она представила наиболее репрезентативные работы художников, которые раскрыли широкие возможности взаимодействия искусства и природы. На территории поместья сегодня представлено около 40 художественных проектов, среди которых большая часть – объекты, специально созданные для парка, а часть - реплики работ с предыдущих могрицких симпозиумов. Экспозиция имеет три локации - территория имения вокруг озера, меловой карьер и помещения усадьбы князя Долгорукого (нач. XIX в.), которая находится в процессе реставрации.
Артур Самофалов. 12 лун
Артур Самофалов. Сколы и Срезы
Антон Саенко. Организация пространства
Несколько необычная для искусства ленд-арта работа с историческим жилым комплексом и нехарактерная галерейная экспозиция в имении значительно расширили поле художественного высказывания. Проекты в природной среде и в галерее дополняли и продолжали друг друга, выстраивая последовательный линейный нарратив. Артур Самофалов (г. Сумы) представил скульптурную серию "12 лун" на берегу озера и объект "Срезы" в галерее. Одними и теми же средствами художник последовательно раскрывает суть явлений природных и антропологических, изменяя контекст произведения. Елена Волынская (г. Сумы) и Василий Костинюк (г. Черновцы) разместили в галерее элементы старого сельского дома, интегрируя их в специфическое галерейное пространство и наделяя их признаками художественных объектов - "Дом, которого больше нет". На панно из частей старой шиферной крыши Елена рассадила цветной мох, который, прорастая, должен придавать объекту эстетическую привлекательность, словно оправдывая его появление в художественной экспозиции.
Антон Саенко (г. Киев) экспериментировал с организацией пространства в помещении усадьбы и во дворе с помощью больших и громоздких деревянных конструкций - вероятно, элементов балочного перекрытия старого дома. Вообще, работая в помещении имения, художники различными способами подчеркивали эстетику старого дома. Фрагментированные элементы старых деревянных конструкций в проекте Антона Саенко похожи на супрематические архитектоны Казимира Малевича. Алексей Малых (г. Киев) в проекте "Прикосновение" акцентировал внимание зрителя на импрессионистической живописности зеленых пятен плесени на стенах дома.
Елена Волынская. Дом, которого больше нет
Алексей Малых. Прикосновение
Создавая ленд-арт объекты в помещении, художники активно использовали естественное освещение. Ярослава Майстренко (г. Харьков) сделала подвижную платформу, на которой поместила пирамиду из песка, от малейшего движения осыпавшуюся на пол и изменявшую пропорции "отделенной" тенью вершины пирамиды. Перекликался с этой работой проект Константина Аленинского (г. Сумы) "Мечты сбываются и не сбываются". Его узнаваемые "колокола" были размещены на глухой стене в виде светотени от окна напротив, и, возможно, могли бы совпасть с реальными тенями этого окна. Подвижность и призрачность теней авторы трактовали как аллюзии к человеческим стремлениям и мечтам. Елена Волынская и Василий Костинюк материализовали луч света, пробивающийся сквозь небольшое отверстие в замурованном кирпичом окне, заточив его в небольшом каменном бассейне. Художники создали иллюзию покорения света, но лишь на мгновение, когда солнце находится в определенном положении. Впоследствии луч высвобождается, исчезает, появляется и вновь попадает в плен.
Константин Аленинский. Мечты сбываются и не сбываются
Анна Гидора. Земляные часы
Анна Гидора. Деревянная обсерватория
Евгений Мануилов. Дыхание
Искусство окружающей среды обычно обращается к архаическим образам и символам, таким, например, как природные стихии. Глубинное переосмысление и мифологизация образов земли, воды, солнца, ветра, огня часто присутствует и в объектах Миропольского парка. Анна Гидора (г. Киев) представила два масштабных выразительных проекта "Деревянная обсерватория" и "Земляные часы", которые расположены на центральной площади и выступают определенной доминантой всего парка, раскрывая темы земли и солнца.
Вода и ветер привлекают художников к созданию динамических объектов. Одно из самых спектакулярных произведений всей экспозиции, проект Евгения Мануилова (г. Киев) "Дыхание 2" - паруса, натянутые через озеро, был настолько ярким и динамичным, что, казалось, ему даже тесно на территории парка. Марина Тодорчук (г. Сумы) и Екатерина Борика (г. Сумы) воссоздали в парке проект, созданный на симпозиуме "Пространство пограничья 2011". "Поплавки" - легкие белые треугольники, движущиеся по ветру по поверхности озера. Виталий Кохан (г. Харьков), традиционно работая с огнем, использует его как образ, символ и инструмент одновременно. Художник выжигал огнем скульптурные объекты - монументальные чаши, в которых раскрывает образ женщины.
Марина Тодорчук и Екатерина Борика. Поплавки
Ярослава Майстренко. Изучение массы в подвешенном состоянии
Ярослава Майстренко. Изучение массы в подвешенном состоянии
Ирина Кочергина. Не тайная не вечеря
Меловые карьеры Сумщины, ставшие в свое время визитной карточкой могрицкого симпозиума, прозвучали и в рамках ленд-арт парка. На Миропольском меловом карьере были представлены проекты "Изучение массы в подвешенном состоянии" Ярославы Майстренко (г. Харьков) - преобразование комков мела в невесомые, почти нематериальные объекты, и "Не тайная не вечеря" Ирины Кочергиной (г. Киев) - отражение иллюзорности религиозных образов с помощью светотеневых приемов.
В целом, художникам и организаторам удалось в полной мере представить искусство ленд-арта как универсальный способ художественного выражения. Будем надеяться, что появление ленд-арт парка сделает этот вид искусства более доступным для зрителей. Но важно, чтобы эта доступность не повлияла на качество художественных произведений. Основателям парка надо быть готовыми к сосуществованию с частным капиталом, и отстаивать позицию художественной институции, сдерживая натиск туристско-развлекательного сегмента. Сейчас этот баланс выдержан, доказательство тому - музыкальный фестиваль, который сопровождал открытие парка, был тематически близким идее природного искусства, и прозвучал довольно гармонично.