По “местному времени” Алины Максименко

До 8 сентября в ЩербенкоАртЦентре проходит выставка киевской художницы Алины Максименко "Местное время. 2-й эпизод". Экспозиция включает в себя сразу несколько частей: две серии живописи и видео-работы, связанные между собой. О проекте, в котором сплелись времена и реальности, далее в ART UKRAINE.

 

Алина Максименко – художница, не перестающая экспериментировать в рамках собственного творчества: с темами, сюжетами, персонажами и инструментарием. Аналогия с научной деятельностью не случайна: мастерская Максименко напоминает лабораторию, где происходит длительный процесс исследования, предмет которого – человек и грани его выразительности. И цель заключена в возможности схватить ту или иную грань в образе: уникальном и множественном, случайном и определяющем. Такая дуальность прослеживается и в медиа, которые выбирает художница в ряде своих последних проектов: сочетание живописи и видео, превращающихся в экспозиции в единую медиаинсталляцию.

 

Все изображения предоставлены галереей

 

Её  текущий проект в Щербенко Арт Центре – не исключение. Он представляет собой смесь нескольких работ, в которой связаны не только смыслы, но и способы их репрезентации. Алина так объясняет свой выбор: “За основу каждого из трех сюжетов я беру недостоверный факт – допущение, которому стараюсь дать предметное основание с надеждой на то, что ощущение текущего момента рождается где-то между строк рассказанной истории”.

 

 

В “Местном  времени…” художница продолжает работать с выразительной недосказанностью методом многолинейного повествования, которое, впрочем, не имеет ни определенного начала, ни четкого финала. Оно не проговаривается явно, вслух, но выстроено из воспоминаний, впечатлений и переживаний каждого, кто обращается к ней.

 

Первое, на что обращен взгляд пришедшего в галерею, живописный полиптих: портрет человека в шляпе и красно-белой куртке, сидящего на корточках и смотрящего на нас из-за плеча, в четырех частях – все они идентичны и контрастны одновременно. Отправной точкой для их создания послужила фотография неизвестного, прислана с оказией из Америки. На ней – спина, взгляд из-за плеча, яркая, птичьей окраски, одежда. Этот взгляд, повторенный в каждой из частей, приобретает кинематографический эффект, от полотна к полотну. Он движется, словно в кино, где новый стоп-кадр представляет уже измененного персонажа.

 

 

“...  догадка о том, что одиозный персонаж с яркими чертами  окажется «моим», – полностью оправдалась. В каждой из частей образ открывался  по-новому, сохраняя все данные исходного изображения. «Получив» четыре части, персонаж «двинулся» мимо меня покадрово, словно в окне проходящего мимо поезда. Цветной эпизод из фильма длиной в четыре кадра”, – говорит Алина Максименко.

 

Следуя далее, зритель попадает в центральную часть экспозиции; его встречает видеоработа “Местное время. Второй эпизод”. Бездомный Никифорович, человек с ясным и глубоким взглядом на жизнь, с гениальными в простоте ответами на вопросы о любви и государстве, читает монолог короля Лира из трагедии Шекспира в переводе Максима Рыльского:

 

“Стихії люті, не виную вас!

Я не віддав своєї вам держави,

Не називав вас дітками своїми,

І вдячності не винні ви мені,

Тож грайтеся істотою  моєю”.

 

 

В диалоге с ним выстраивается реальность, параллельная привычной нам: “Мы познакомились окологода назад, когда я начала писать его «парадные» портреты по снятым тайком из моего окна видеокадрам. Мне показалось, – он сошел с любимого полотна кисти Веласкеса из постоянной экспозиции в Прадо. Рассуждения Никифоровича о жизни я старалась зафиксировать видеокамерой: он говорил охотно, как-то невероятно открывался, увлеченный моим интересом. К королю Лиру мы подошли в одном из разговоров, ранним мартом у метро на Контрактовой площади. Было холодно. «Король Лир? Я знаю его!» – сказал Никифорович”.  Как и в серии “Один взгляд”, именно главный герой отражает и указывает “местное время”.

 

 

Третья часть выставки – серия из 15 работ книжного формата (вместе с тремя “цветными титульними страницами”) – поданы  как иллюстрации для книги, которая не была написана. “Пятнадцать иллюстраций … похожи на сны человека, жившего в одно время с Лукасом Кранахом  (1472–1553). Полагаю, он был рыбаком. По стечению обстоятельств, рыбак видел многие из гравюр великого мастера, что сильно повлияло на его размышления о смерти”.

 

Визуальный рассказ разворачивается в бездонном цвете индиго – цвете пещеры, по которой бродят его герои. Главный персонаж – “Смерть” – та, что так манила рыбака, – представляется узнаваемым образным рядом: основным источником визуального языка Максименко послужила купленная ею у кельнського букиниста книга с гравюрами Лукаса Кранаха старшего, одного из самых ярких художников Реформации. Загадочный человек, выхваченный памятью с дальнего плана, становится главным персонажем “Сна рыбака”. А разверзшаяся земля – таинственным проходом в иную  реальность.

 

 

Рассказ, изложенный язиком иллюстрации, продолжает видео: “В снах рыбака изображения всегда движутся. Я вижу мой четырехминутный фильм ожившей иллюстрацией. В фильме я также использую черно-белую хронику авторства моего дедушк Виктора Максименко. Кадры отсняты около пятидесяти лет назад… с такого расстояния стрекотание пленки в проекторе едва слышно доносится сюда, на ближний берег озера”. Видео дает возможность ощутить чередование разных времен, разных реальностей, остановить взгляд на их пересечении.

 

 

Ведь художник всегда имеет право на выдумку. Так он выявляет свою свободу. В своей игре с персонажами Алина Максименко прорывается сквозь серый шум быстротекущих событий, оставляя нас наедине с собой: «... Человеку, я думаю, все более хочется вернуться к своему – маленькому, частному, неповторимому, − такому, как уникальная человеческая память, которая вместе с нами рождается и умирает. Там хранится все самое важное». Сегодня это возвращение дается сложнее, чем когда-либо. И один из верных способов – свободный диалог с художником.