Поэтический перформанс: литература или политика
В современном мире, когда все виды искусства постепенно перерастают друг в друга, и усиливается состояние «неразличимости», хотелось бы присмотреться к набирающему актуальность жанру поэтического перформанса. Публичные чтения текстов, совмещение аудиального воспроизведения с визуальным рядом и другие способы подать литературное в своей сути событие – часто превращается в акцию или перформанс. На сегодняшний день, этот жанр невозможно охарактеризовать ни в качестве поэзии, ни в качестве перформанса, ни в качестве театрального или политического действия и так далее. Это одновременно и слияние всех этих жанров и выход на приниципиально новое действие, более живое в силу своей неограниченности никакими рамками. Характерной чертой этого нового явления также является принципиальная включенность в социально-критический контекст, поэтому так называемый «литературный активизм» часто становится аналогом активизма политического.
Исторически сложилось, что художники-концептуалисты и поэты концептуалисты на постсоветском пространстве работали в некотором тандеме, если не являлись одними и тем же людьми. Однако сводить поэтический перформанс к художественному неверно, потому что для поэтов во все времена текст является предметом, а не формой.
Лаборатория поэтического акционизма "Много букв" 2010
Примеров поэтических перформансов много. Кети Чухров, философ и поэт, автор поэтической книги «Просто люди» определяет свою деятельность как прежде всего артистическую. То интенсивное, что мы переживаем в литературе, по ее мнению, выходит за пределы самой литературы. Сосредоточиваясь на самой материи речи, предавая в режиме тут и сейчас чтения своим произведениям определенную интонацию, эмоциональную наполненность, она создает своего рода «пространство лирического», в которое оказыватеся включен зритель, как в драматическое действие.
Поэт акционист Павел Арсеньев и Кети Чухров
В Санкт-Петербурге с недавних пор существует «Лаборатория Поэтического Акционизма», которая видит себя рабочим объединением поэтов, художников и философов и ставит своей целью «разотчуждение повседневности через насыщение городского пространства поэзией».
Лаборатория поэтического акционизма "Много букв" 2010
Так, участники «Лаборатории» (Павел Арсеньев, Дина Гатина, Роман Осьминкин) создают уличные акции, пространственные действия и композиции, которые как правило тесно слиты с непосредственным проговариванием поэтическго текста. В результате появляются видеозаписи – форма, единственно в которой сохраняется и перформанс художественный.
Говорить о близости поэтического перформанса к кино, как синтезу литературы и театра можно, если не учитывать другую, более явную близость к политическому активизму. Каждая поэтическая акция становится не просто произведением, а социальным высказыванием, отвечающим на актуальные проблемы, которое ставит целью политические (в смысле общественной значимости преобразования).
Создается ощущение, что политическя активность, невозможная по-настоящему, происходит с безопасного расстояния разных видов искусства. Политические высказывания современных художников, которые тут же прячутся за ширму художественного акта – только один из примеров. Поэтический акционизм – более отчетливый вариант политического акционизма, невмещающийся уже в литературе самой по себе, и претендующий на то, чтобы перерасти во что-то более эффективное.
Инсталляция "Много буков". Дневная версия. from chto delat on Vimeo.
Анна Ландихова