Полвека перформанса Марины Абрамович в Кунстхалле Бонн

Единственное, что заставило меня встать в субботу в 7 утра и 3 часа ехать в Бонн на общественном транспорте, был простой вопрос: "Интересно, а как Марина Абрамович делает ретроспективную выставку своих перформансов? Как это вообще репрезентовать полвека перформанса? "У меня был ровно один день это узнать, ибо это были последние дни ретроспективы "The Cleaner" Марины Абрамович в боннском Кунстхалле.

 

Холл в боннском Кунстхалле

Фото предоставлены автором


Конечно, было видео и фото, которые были отсняты в далеких 70-х. Но, что самое интересное, почти к каждой работе подавался текст с описанием того, как перформанс проходил впервый раз. Каждое такое описание принадлежит какой-то институции, в основном той, где этот перформанс демонстрировался впервые. Например, я не знала и ни на одной лекции по современному искусству, где мелькал слайд к работе "Ритм 10", никто никогда не упоминал, что в этом знаменитом перформансе Абрамович вела запись с двух магнитофонов стука ножей, которые она вставляла между пальцами. Фотография не может отобразить звук, но это важная часть работы хотя бы потому, что самые первые работы Абрамович (еще до серии «Ритмов») были связаны со звуком. Звук и ритм будут лейтмотивом всего творчества Абрамович и неважно это стук ножа, её крик или удар пощечины от руки Улая. Поэтому смотришь фото и слышишь запись, стук ножей. И вот, казалось бы, привычное фото из книг и лекций приобретает совсем другой смысл, точнее наполняется еще большими коннотациями.

Марина Абрамович. "Ритм 10".1973 г. Описание перформанса и фото документация

 

Начинается путешествие по наследию Абрамович с документации перформанса "В присутствие художника". Думаю, выбор был сделан не случайно, ведь реципиенты должны чувствовать, что Марина с ними, её сильный и пронзительный взгляд наблюдает, как они изучают её наследие и её жизнь. В последние годы художница почти полностью уходит из своих произведений – теперь зритель становится частью произведения, он, по сути, создает перформанс, воплощает идею самой Марины Абрамович здесь и сейчас. Зритель ─ это медиа: живое, волнующее, непредсказуемое. 

Видео документация перформанса "В присутствие художника". Справа видео с лицами зрителей, слева видео с лицом Марины Абрамович.

 

Марина Абрамович в современной визуальной культуре ─ это уже устоявшийся культ, и она очень хорошо умеет его поддерживать, расставлять акценты и наполнять смыслом. Зрителей не могут не беспокоить её пронзительные крики или удары пощечины, которые доносятся с колонок. Так или иначе вы будете идти на эти звуки. Но сначала посмотрим её первые работы из серии Ритмы. И хотя есть такое мнение, что самое лучшее Марина сделала в кооперации с Улаем, вам покажут, что это не так. И я с этим соглашусь. Вся сила Абрамович-художницы в её первых работах. Перед нами инструментарий ʺРитма 0ʺ и меняющиеся слайды документации перформанса. Того самого перформанса, где зритель мог делать с Мариной все, что захотел бы и весь инструментарий для этого перед ним на столе. Признаюсь, было интересно спросить себя: "А что бы взяла ты в тот момент, и чтобы ты с этим сделала?"

Марина Абрамович. Ритм 0. 1974 г.

 

Позади вас сцена и инструментарий перформанса "Губы Томаса", это тот, где она вырезает пентаграмму на животе, бьет себя плеткой, лежит на льду, выпивает бутылку вина и ест 1 кг меда. Но завораживает уже сама репрезентация работы. Два видео: на одном молодая Марина 1975 года, на втором повторение этогоже перформанса в музее Гугенхайм в 2007 году. Можно по-разному относится к тому, как Абрамович повторяет свои перформансы и для чего, но нельзя не согласиться, что перед нами действительно сильный художник, который пронес свой месседж сквозь свою жизнь и несет его до сих пор. Помним, мы в присутствие художника.

Марина Абрамович. “Губы Томаса” 1975 г. и 2007 г.

 

История с Улаем показана в двух отдельных залах. Откровенно говоря, меня никогда не впечатляла вся эта любовная линия в творчестве Абрамович, хотя их дуэт сделал много сильных перформансов, которые уже вошли в историю искусств. В этой истории было много клише, которые отчасти были созданы и поддерживаемы медиа, даже сама встреча-расставание на Китайской стене была хорошо поставлена с медийной точки зрения для широкой публики, о чем пишет сама Абрамович в своих мемуарах. Что говорить, на момент перформанса "Любовники" Абрамович и Улай уже давно не были парой. Они просто сделали последний совместный проект, который задумали как романтический подход двух влюбленных и который, к сожалению или к счастью, закончился просто точкой в их совместном творчестве. Тем не менее Улай и Марина таки создали работу, которая воистину стала памятником творчеству иих любви. Это 2 чёрные вазы(матовая и глянцевая), размер которых в точности равен размеру тел Марины и Улая. Одна поглощает свет, другая отдает. Луна и Солнце. Так называется эта работа. Она не такая драматичная, как поход через Китайскую стену, зато намного глубже и тоньше. Я впервые увидела эту работу и действительно поверила в силу любви этих двоих и в силу их совместного творчества. Именно работой "Луна.Солнце" они завершают для меня историю любви и дуэта Абрамович/Улай. Как пишет сама Абрамович: "Вазы символизируют нас и нашу невозможность работать вместе. И эта работа стала очевидным завершением наших личных отношений".

Марина Абрамович и Улай. Луна. Солнце. 1987 г.

 

Реперформанс работы Марины Абрамович и Улая “Imponderabilia” 1977 г.

 

Итак, Марина Абрамович остается одна. Её идея о создании третьей сущности провалилась. Нужно начинать заново. И она возвращается домой.Следующие залы расскажут о Балканах, о её семье, о войне, традициях и самоидентификации. Кажется, что с этого момента Абрамович активно вводит в свои работы собственную биографию. И если раньше это было завуалировано, то теперь это четко можно проследить.

Вещи отца Марины Абрамович, оставшиеся ей в наследство.

 

Работы этого периода, на мой взгляд, намного слабее тех, что Абрамович делает в 70-х и 80-х годах. В отличие от предыдущих работ, они менее универсальны, здесь больше самой Марины и её личной истории из далекого югославского детства. В этих работах фигурируют два очень важных для понимания творчества Марины Абрамович человека ─ мать и отец. Отец ─ символ храбрости, отваги. Он ─ герой войны и её друг. Мать совершенно противоположный персонаж, который вносит в жизнь Марины страдания, в том числе физические, унижения, дисциплину и что самое невероятное – искусство. Между этим героем и антигероиней Марина танцует традиционный сербский танец.Мне кажется, это был период поиска нового через осмысление своего прошлого, своей национальной идентичности и культурных корней. Художник, как и любой другой человек, не может существовать без своего прошлого, чтобы творить значимое настоящее и будущее. Мы все приходим откуда-то, чтобы создать свое уникальное высказывание в этом разнообразном мире. И Абрамович его создает. "Балканское барокко" приносит Марине Золото льва на Венецианской биеннале 1997 года. На протяжение четырех дней по 7 часов Абрамович отмывает окровавленные кости, с экранов на нее жалобно смотрит мать, сложив руки на груди, и герой-отец с пистолетом. Универсальный образ войны и индивидуальная трагедия балканских народов. 

 

Через какое-то время Марина выходит в народ. Поэтому в следующих нескольких залахможно посидеть на стульчике или лавочке из кристаллов и подзарядиться энергией, прикоснуться телом к камням и ощутить силу Земли, надеть каменные ботинки и, прозревши, начать новый путь. Но нужно сдать мобильный и часы в бокс и начать перебирать рис или заглянуть в глаза незнакомцу. Специально созданы все условия, чтобы можно было приобщиться к Методу Абрамович и понять, что такое перформанс изнутри. Время неограниченно. Точнее ограниченно работой музея, но не в этом суть. 

Марина Абрамович. Нематериальные объекты для использования человеком. 1990-е годы.

 

Метод Абрамович с участием посетителей выставки “The Cleaner”

 

Марина Абрамович заслужено несет звание Бабушки перформанса и, как мудрая старушка, сейчас она передает свои знания людям. Она откровенничает с нами через беседу с ослом или через свой архив. Мы вытаскиваем ящички и вот перед нами компот "Марина Абрамович". Тут есть все: её кровь, её книги, эскизы, фотографии, размышления, её записки и источники вдохновения, знание традиций разных народов, знаковые перформансы из истории искусств, её месседж всем и каждому. Она отдала свою жизнь перформансу и искусству, и теперь это все у наших ног. 

Архив Марины Абрамович

 

Покидая выставку, не нужно забывать, что вы были в присутствии художника и его взгляд провожает вас, ведь вы уходите через парадную дверь. 

 

C 21 сентября по 20 января 2019 года выставку “The Cleaner” можно посмотреть в Палаццо Строции Флоренция, Италия.