Последние дни Помпеи
В конце ноября в киевской Mironova Gallery открылась выставка молодой, но уже достаточно известной российской арт-группы Recycle - "Археология будущего, или Культурный слой нашего времени”. Андрей Боборыкин анализирует творчество Recycle вцелом и проект "Археология будущего" в частности сквозь призму всегда грядущего Апокалипсиса.
Нам остается лишь изображать оргию и освобождение, притворяться, что ускорив шаг, мы идем в том же направлении.
Жан Бодрийяр, “Прозрачность зла”
Экспозиция выставки "Археология будущего, или Культурный слой нашего времени”
Всякое негативное потрясение побуждает к мыслям о времени. Апокалипсис как потрясение абсолютного порядка доводит эти побуждения до уровня закрытого помешательства, часовым механизмом барабаня отсчет до конца где-то на задворках изведенного поп-культурой сознания. Но довольно редко фокус этих размышлений уходит с моделирования гипотетического ground zero в истории человечества (скорее в собственной истории) к состоянию “после”.
Экспозиция выставки "Археология будущего, или Культурный слой нашего времени”
Очень своевременно в данном контексте о цивилизации в прошедшем времени говорит выставка под названием “Археология будущего, или Культурный слой нашего времени”. Персональный проект российской группы Recycle, в лице художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, продолжает тему исследования гипотетического культурного слоя современности, превращая предметы быта и потребительского культа в археологические артефакты.
Экспозиция выставки "Археология будущего, или Культурный слой нашего времени”
О времени, культе и светопреставлении художники говорили и в рамках другого проекта Mironova Gallery под названием “Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме”, где были представлены их витражи с персонажами из мультсериала “South Park” в образе новых святых. И хотя очевидно, что объекты из Шоколадного дома перекликаются с концепцией выставки “Археология будущего”, в рамках последней публика увидела новые работы в ином исполнении. К слову, “шумерские воины” из строительной сетки, возможно, и покажутся знакомыми киевской публике - в похожей технике была выполнена копия памятника Тарасу Шевченко для фестиваля Gogolfest 2010.
Фото: Ксения Сладкевич
Из инсталляции "Шевченки". Visual Art Program (VAP), ГогольFest-2010
По мнению Recycle, судить о нашей цивилизации потомкам (или иным формам жизни) придется по довольно странным, с точки зрения “изнутри-культурного-слоя”, предметам - инструкциям поведения в самолете, например. Но с другой стороны, шансы быть найденной и правильно понятой в песках времени у этой инструкции не больше и не меньше, чем у пластиковой бутылки или собрания сочинений Бодрийяра. Специфический выбор компонентов культурного слоя художники подкрепляют recyclable материалами, которые разлагаются в течение нескольких сотен лет.
Экспозиция выставки "Археология будущего, или Культурный слой нашего времени”
Своей “Археологией” Recycle не ставит никаких вопросов и не дает права выбора - в будущее не возьмут никого. Если бы он и был задан, вопрос этот - не в том, кто попадет в будущее, а в том, что попадет в будущее. Балансируя на грани дизайна и антропологического исследования, художники вновь пытаются подвести черту под эпохой притворства и потребления, прогресса и его фатальной эманации - бесконечного дробления.
Экспозиция выставки "Археология будущего, или Культурный слой нашего времени”
Вне зависимости от того, будет ли погребен наш мир в объятиях огненного инферно, столкнется ли с блуждающей планетой, сменит полюса или достигнет точки технологической сингулярности, тем, кто придет после нас, не останется ничего иного, кроме как конструировать нашу историю на основе хвороста из костей и айфонов. Можем лишь пожелать им удачи.
Андрей Боборыкин
Фото: Mironova Gallery